Пятница, 22.11.2019, 06:14
Юрист Уфа (347) 2-66-31-99, 2-93-30-93, 8-917-36-88880 - "Лучшие юристы Уфы"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Юрист уфа
Категории раздела
Индивидуальное предпринимательство [0]Интервью [0]
Договор в предпринимательском праве [0]Проблемы предпринимательского права [0]
Прочие статьи [7]История предпринимательского права [0]
Наш опрос
Ваша любимая поисковая система?
Всего ответов: 99
Статистика юридических услуг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Статьи
Главная » Статьи » Предпринимательское право » Прочие статьи

Международные лизинговые операции и их правовое регулирование
Международные лизинговые операции и их правовое регулирование

Несмотря на то, что еще 8 февраля 1998 г . был подписан Федеральный закон № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге», эта Конвенция вступила в силу для России только с 1 января 1999 г .

Это связано с тем, что в соответствии с положениями ст. 16 Конвенции она вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения шести месяцев с даты сдачи на хранение депозитарию (в данном случае правительству Канады) документа о присоединении. Данное уведомление о присоединении было направлено Министерством иностранных дел РФ 3 июня 1998 г .

История развития

В рамках Международного института по унификации частного права в 1974 г . была создана группа с привлечением представителей лизинговых компаний, их региональных ассоциаций, банковских кругов, правительственных экспертов из многих стран мира по созданию унифицированных правил по международному финансовому лизингу. Работа по созданию единообразных правил продолжалась более 10 лет и закончилась принятием 28 мая 1988 г . на конференции в г. Оттава (Канада) с участием 55 государств, в том числе СССР, окончательного текста Конвенции, которая получила название Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге».

Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г ., и в настоящее время кроме России к ней присоединились еще восемь государств: Франция (1991 г .), Италия (1993 г .), Нигерия (1994 г .), Венгрия (1996 г .), Панама (1997 г .), Латвия (1997 г .), Беларусь (1998 г .) Узбекистан (2000 г .) Кроме этих стран Конвенцию подписали, но пока не ратифицировали: Бельгия, Гана, Гвинея, Марокко, Панама, США, Танзания, Филиппины, Финляндия, Чехия и Словакия.

Целью Конвенции является устранение имеющихся юридических препятствий на пути международного финансового лизинга, адаптации традиционных двухсторонних договоров аренды к трехсторонним и самое главное - установление единообразных норм, регулирующих правовые взаимоотношения всех-участников лизинговой сделки.

В Конвенции нашел отражение весь комплекс вопросов, возникающих в процессе заключения и исполнения лизинговой сделки.

Для того чтобы лизинговая сделка регулировалась данной Конвенцией, необходимо выполнение трех условий: сущности, территориального нахождения участников и времени заключения сделки, которые сформулированы соответственно в ст. 1, 3 и 23 Конвенции.

Сущность международного лизинга

Конвенция регулирует операции по финансовому лизингу, при которых одна сторона (лизингодатель) заключает по спецификации другой стороны (лизингополучателя) договор с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым лизингодатель приобретает оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем в той мере, в которой они затрагивают его интересы, и заключает договор лизинга с лизингополучателем, предоставляя ему право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.

Требования для осуществления сделки

Лизингополучатель определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь, в первую очередь, на опыт суждения лизингодателя.

Оборудование приобретается лизингодателем в связи с договором лизинга, который заключен или должен быть заключен между лизингодателем и лизингополучателем, и поставщик осведомлен об этом.

Периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

В Конвенции закреплена неразрывная связь двух договоров - купли-продажи и лизинга. При этом лизингополучатель должен одобрить условия первого договора, а поставщик должен знать, для каких целей приобретается оборудование.

Конвенция ограничивает сделки, которые могут подходить под определение международного финансового лизинга. Она исходит из классического лизинга, которому свойственен трехсторонний характер. Поэтому из сферы действия Конвенции исключены сделки, имеющие двухсторонний характер. В первую очередь - прямой лизинг, когда лизингодатель и поставщик выступают в одном лице, и возвратный, когда в одном лице совмещены лизингополучатель и поставщик.

Также действие Конвенции не распространяется на лизинг оборудования для личных целей и лизинг недвижимости (ст. 1, п. 4).

Кроме этого, нормы Конвенции применяются независимо от того, предусмотрен ли договором лизинга дальнейший выкуп оборудования или последующая сдача в аренду (ст. 1, п. 3). Это было сделано не случайно, так как в одних странах обязательным требованием договора лизинга является требование права (опциона) на покупку, в других же странах, наоборот, наличие такого условия сразу превращает лизинговый договор в договор условной продажи (продажи в рассрочку).

Территориальные условия применения Конвенции сформулированы в ст. 3. Они заключаются в следующем:

- лизингополучатель и лизингодатель должны находиться в разных странах.
- поставщик же может находиться в одном из двух государств или третьей стране.

- необходимо, чтобы государства, в которых находятся лизингодатель и лизингополучатель, и государство поставщика были странами, ратифицировавшими Конвенцию (ст. 3, п. 1а) или все стороны сделки финансового лизинга применили к их правоотношениям (договору поставки и договору лизинга) права одного из договаривающихся государств (ст. 3, п. 16).

В настоящее время это означает, что ст. 3, п. 1а выполняется, если лизингополучатель и лизингодатель находятся в любых двух из шести стран: Франции, Нигерии, Италии, Венгрии, Панаме или России, а поставщик в любой из них.

С другой стороны, для выполнения ст. 3, п. 16 достаточно, чтобы стороны лизинговой сделки из этих шести стран признали, что договор поставки и договор лизинга регулируются правом государства, в котором находится лизингодатель, или лизингополучатель, или поставщик.

Временные условия применения Конвенции установлены ст. 23 и заключаются в том, что Конвенция применяется к сделкам финансового лизинга, когда договор поставки и договор лизинга заключены в день вступления Конвенции в силу или после этой даты в отношении стран-участниц договора, относящихся к ст. 3, п. 1, а и б.

Из этого следует вывод: чтобы сделка финансового лизинга регулировалась Конвенцией для договаривающихся государств, договор поставки и договор лизинга должны быть заключены: 1 мая 1995 г , или позже в отношении Франции, Италии, Нигерии; 1 декабря 1996 г . или позже - Венгрии; 1 октября 1997 г . или позже - Панамы; 1 января 1999 г , или позже - России.

Права, обязанности и ответственности сторон

Во второй главе Конвенции нашли отражение вопросы, касающиеся прав, обязанностей и ответственности сторон.

В частности, ст. 8, п. 1 отражает важную особенность лизинговой сделки: собственник оборудования - лизингодатель не несет ответственности за ущерб, не возмещает убытки, причиненные этим оборудованием ни пользователю, ни третьим лицам. Это связано с тем, что оборудование и поставщика выбирает его потенциальный пользователь. Функция лизингодателя состоит только в финансировании сделки .

Следующая особенность, которая свойственна лизинговой сделке, нашла отражение в ст. 10: лизингополучатель, не являющийся стороной договора поставки, имеет право непосредственно обращаться с претензиями к поставщику оборудования . Однако пользователь оборудования наделен только частью прав, свойственных собственнику имущества. В частности, лизингополучатель не имеет права без согласия лизингодателя аннулировать договор поставки (ст. 10, п. 2).

В ст. 12 зафиксирована ответственность лизингодателя перед лизингополучателем, а в ст. 13 - лизингополучателя перед лизингодателем за ненадлежащее исполнение лизинговой сделки.

Так, в статье 13, п. 2 вводится понятие существенного нарушения договора лизинга пользователем оборудования, когда лизингодатель вправе потребовать досрочной выплаты сумм будущих периодических платежей или расторгнуть договор лизинга, однако Конвенция не дает определения «существенного» нарушения договора, оставляя это на усмотрение сторон, поэтому одно и то же нарушение в одном договоре может повлечь его прекращение, а в другом - нет.

Статья 14 посвящена возможности передачи лизингодателем принадлежащих ему прав на оборудование третьим лицам. Однако это не освобождает лизингодателя от его обязательств по договору лизинга, не изменяет природу договора лизинга и не влияет на его регулирование. Это означает, что если до передачи прав лизинговая сделка регулировалась Конвенцией, то и после передачи прав к этим отношениям продолжает применяться Конвенция.

Таким образом, лизингополучатель может в любой момент передать свои права на оборудование либо права, которыми он наделен по договору лизинга (например, получение лизинговых платежей), третьим лицам. Кроме этого, введение данной статьи позволило не исключить из сферы действия Конвенции такой распространенный вид лизинга, как левередж (раздельного) лизинга (leveraged leasing), когда в сделке участвует больше трех сторон. Если бы данной статьи не было формально, такая лизинговая сделка не подпадала бы под действие Конвенции в силу участия в ней более трех сторон (п. 1 ст. 1) или третье лицо могло находиться в одном государстве с лизингополучателем, в результате чего плательщик и получатель лизинговых платежей могли оказаться в одном государстве, что противоречило бы ст. 3 Конвенции.

Присоединение России к Конвенции «О международном финансовом лизинге» должно оказать положительное влияние на развитие лизинговой деятельности.

Во-первых. Конвенция не противоречит российскому законодательству и не требует внесения изменений в действующие или принятия новых федеральных законов.

Для этого принятым законом о присоединении от 8.02.98 № 16-ФЗ Россия в соответствии со ст. 20 Конвенции сделала заявление, что вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции, касающихся ответственности лизингодателя в случае его умышленных действий или упущений, будет применять нормы своего гражданского законодательства.

Во-вторых, Конвенция содержит более подробное регулирование вопросов финансовой аренды (лизинга), чем это предусмотрено параграфом 6 гл. 34 Гражданского кодекса РФ или Федеральным законом РФ «О лизинге» . В частности, это касается освобождения лизингодателя от ответственности перед третьими лицами за вред, причиненный им оборудованием (ст. 8), прав и обязанностей сторон по сделкам финансового лизинга (ст. 12 и 13) и других положений.

Положения Конвенции являются хорошей основой регулирования лизинговых сделок и могут быть использованы как законодательной, так и исполнительной властью при совершенствовании нормативно-правовой базы в области лизинга, а участниками лизинговых сделок -при составлении ими соответствующих договоров.

В-третьих, Конвенция является гибким юридическим документом, позволяющим договаривающимся сторонам в зависимости от конкретных условий применять ее положения или не применять. Так, в соответствии с п. 1ст. 5 Конвенция допускает возможность неприменения ее положений в целом в случае согласия на это всех сторон лизинговой сделки (поставщика, лизингодателя и лизингополучателя) или отступления от тех или иных положений Конвенции, кроме специально оговоренных, предусмотрев в своем соглашении иные условия (п. 2, ст. 5).

В-четвертых, договаривающиеся стороны, государства которых пока не ратифицировали Конвенции, могут указать в текстах договора о поставке и лизингового соглашения на применение к лизинговой сделке Конвенции.

В этом случае положения Конвенции становятся положениями лизинговой сделки.

В-пятых, присоединение России к Конвенции создает положительные условия для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, основанных на лизинговых сделках.

В настоящее время во многих странах рассматриваются вопросы о ратификации или присоединении к Конвенции. Поэтому с каждым годом число участников Конвенции будет увеличиваться, и она, вероятней всего, станет одним из основных юридических документов, регулирующих международные лизинговые сделки. УНИДРУА, региональные лизинговые ассоциации и Мировой лизинговый совет получают замечания и предложения как по тексту Конвенции, так и ее практическому применению. В мае 1996 г . Мировым лизинговым советом было опубликовано Руководство по документации международных лизинговых сделок на условиях Конвенции о международным финансовом лизинге, которое должно стать полезным инструментом для поставщика, лизингодателя и лизингополучателя, создающих договорные документы для международных лизинговых сделок, подвластных Конвенции.

Присоединение все большего количества стран к Конвенции благоприятно скажется на развитии международного лизинга. Присоединение к Конвенции намного облегчает разработку лизингового законодательства, так как Конвенция является унифицирующим документом.

Основные модели международных лизинговых операций

Первая модель : лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране.

Вторая модель : лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через расположенную в стране лизингополучателя дочернюю фирму.

Третья модель : лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через посредника - расположенную в стране лизингополучателя лизинговую фирму. Фирме-посреднику поручается организация и проведение переговоров, подготовка и заключение на согласованных условиях договора лизинга, а также его исполнение.

Юридически отношения между двумя лизинговыми фирмами оформляются обычным агентским соглашением, а расчеты осуществляются в форме либо комиссионного вознаграждения за услуги, либо встречной сделки, либо раздела прибыли.

Четвертая модель : лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в этой же стране, а исполнение заключенного лизингового договора передает посреднику - расположенной в другой стране лизинговой фирме - на указанных выше условиях агентского соглашения.

Риски

Необходимо отметить, что одной из основных проблем, стоящих перед лизингодателем, является установление деловой репутации лизингополучателя. Особое значение это обстоятельство приобретает при международных лизинговых операциях. Понятно, что при заключении сделки с иностранным партнером уровень коммерческих рисков существенно возрастает в силу присущих разным странам различий в гражданском и торговом законодательствах, налоговом режиме, методах бухгалтерского учета, практике заключения и исполнения контрактов.

Другой особенностью международных лизинговых операций являются валютные риски, большую часть которых также несет лизингодатель. Заключение долгосрочной сделки, расчеты по которой ведутся в различных валютах, требует надежных гарантий против возможных колебаний валютных курсов, изменений в национальных режимах валютного регулирования, истощения запасов валюты у партнера и других негативных явлений. Условия каждой сделки специфичны, и, как показывает практика, обеспечить высокую степень защиты от валютных рисков можно лишь при тщательном учете всех ее нюансов.

Международные операции более рискованны для лизингодателя и с точки зрения защиты прав собственности на передаваемое в лизинг имущество, а также обеспечения гарантий его возврата по истечении срока договора. Кроме того, сделку может осложнять наличие политических рисков.

Для России именно международный лизинг играет первостепенную роль, по причине острой необходимости реконструкции устаревших предприятий, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса. Лизинг обеспечит тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на производство конкурентоспособной продукции.

Еще одной важной причиной является более низкая стоимость западного капитала. Если в России процентные ставки на займы в твердой валюте обычно превышают 15-20%, то стоимость привлечения западного капитала к участию в лизинговой сделке, предполагающей передачу российскому лизингополучателю необходимого оборудования, может обойтись, как показывает практика, в 6-10%. Именно это обстоятельство, по-видимому, активно используют крупные российские лизинговые компании доля которых в ежегодных статистических показателях об объемах лизинговых контрактов представляется преобладающей.

Таможенные пошлины

При оформлении договора международного лизинга необходимо указать, право какой страны применяется для регулирования данной сделки. Если стороны такого соглашения не достигли, то к их правоотношениям применяется право, действующее в стране лизингодателя (п. 3 ст. 1211 ГК РФ).

Дополнительно к условиям договора, следует также определить, какая сторона несет расходы по оплате таможенных пошлин.

Так как при международном лизинге расчеты, как правило, производятся в иностранной валюте, то такие операции регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Согласно п. 2 ст. 5 этого Закона покупка валюты для расчетов с лизингодателем осуществляется без ограничений. Международный лизинг с позиции местопребывания сторон делится на экспортный, при котором лизингополучатель - нерезидент РФ, и импортный, при котором продавец и/или лизингодатель - нерезидент РФ. Рассмотрим налогообложение международного импортного лизинга, так как он встречается чаще, чем экспортный.

При ввозе лизингового имущества на территорию РФ российские лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с подпунктами 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ ввозную таможенную пошлину, НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (подп. 4 п. 1 ст. 146 и подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление.

Налог на прибыль организаций

Доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство РФ), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ).

К таким доходам, в частности, относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.

Налог на прибыль с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, согласно ст. 310 НК РФ исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

При этом доход, подлежащий налогообложению, определяется как сумма лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю.

Налог на прибыль организаций удерживается по ставке 20 или 10% в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга и для каких целей оно используется (п. 2 ст. 284 НК РФ).

Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

Порядок и условия применения положений международных налоговых соглашений при налогообложении доходов иностранных юридических лиц у источника выплаты в Российской Федерации установлены в п. 1 ст. 312 НК РФ.

Налоговый агент обязан перечислить сумму налога на прибыль, удержанного с доходов иностранной организации, в федеральный бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией либо в валюте выплаты дохода, либо в валюте РФ по официальному курсу ЦБ РФ на дату перечисления налога (п. 2 ст. 287, п. 2 ст. 310, п. 6 ст. 284, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Категория: Прочие статьи | Добавил: Лианчик (10.04.2009) | Автор: Юсупова Лиана E
Просмотров: 737 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Лианчик  
Юсупова Лиана, ФиК 4 г., ЗО БГУ

Имя *:
Email *:
Код *:
Адвокаты Уфы © 2019
Поиск лучших юристов в Уфе
Юридические сайты
  • Адвокатура и адвокаты Уфы
  • Городской юридический центр Альфа Кодекс
  • Сайт адвоката Давлетшина В.И.
  • Обрщения к Президенту РФ
  • sitehistory.ru
    Используются технологии uCoz