Правовое регулирование договоров с иностранными инвесторами. Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", и Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" определяют лишь принципы и основные положения инвестиционной деятельности в целом, являются лишь общей законодательной базой для концессионных отношений. Этот пробел в законодательстве Российской Федерации и призваны заполнить законы из "концессионного" пакета и прежде всего - рамочный Закон "О концессионных и иных договорах, заключаемых с иностранными инвесторами", в котором определялся: перечень концессионных объектов, права и обязанности инвестора по долгосрочному пользованию находящимся в государственной собственности объектом или занятию деятельностью, являющейся государственной монополией. Область действия этого закона распространяется преимущественно на перерабатывающую промышленность, транспорт и связь, сферу услуг итак далее. Важнейшим предметом регулирования для Закона "О соглашениях о разделе продукции" является сфера недропользования, и основное внимание в нем уделено механизму и процедуре реализации таких соглашений. Учитывая, что недра являются исключительной государственной собственностью, Законом "О недрах" в свое время был установлен лишь административно-распорядительный порядок передачи участков недр во временное пользование негосударственным инвесторам. К наиболее распространенным современным разновидностям концессионных форм соглашений государства с иностранными инвесторами относятся' а) концессионные договоры (собственно концессии в узком значении); б) соглашения о разделе продукции; в) договоры на предоставление услуг (с риском или без риска). Среди общих отличительных признаков всех названных видов договоров необходимо выделить прежде всего то, что все они: во-первых, заключаются государством с иностранными инвесторами в отношении объектов государственной или муниципальной собственности, которые в соответствии с законодательством частично или полностью исключены из гражданско-правового оборота, а также в отношении отдельных видов деятельности, составляющих государственную монополию (так называемые естественные монополии); во-вторых, в отличие от классических гражданско-правовых сделок названные договоры могут включать отдельные изъятия из национального гражданского законодательства применительно к отношениям государства с инвесторами, предусматривая возможность односторонних преимущественных прав государства в рамках таких договоров; в-третьих, признание концессионных и иных договоров с иностранными инвесторами юридически действительными предполагает совершение государством, в лице уполномоченных органов исполнительной власти, предваряюшего такой договор или следующего после его заключения разрешительного акт (выдачу лицензии или иного разрешения), если подобный порядок установлен национальным законодательством; в-четвертых, для большинства государств, применяющих концессионные формы договоров с инвесторами, характерно изъятие из национального правового режима, именуемое юристами как "дедушкина оговорка" и предусматривающее на срок действия договора мораторий на применение к иностранному инвестору неблагоприятных для него изменений в текущем законодательстве, принятых после вступления такого договора в силу. Кроме того, в концессионных и иных договорах с иностранными инвесторами должны быть отражены такие обязательные положения, как: - виды деятельности, работ или услуг, осуществляемые инвестором в соответствии с договором; - обязательства государства перед инвестором о выдаче ему разрешительных документов, необходимых для осуществления оговоренных договором работ и услуг, включая внешнеторговые сделки; - права собственности инвестора на произведенную в рамках договора продукцию (или ее оговоренную часть) и полученные доходы, включая право на их вывоз из страны; - права и обязанности сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора; - минимальные программа и график работ, выполняемых на основе договора; - обязательства инвестора по использованию прогрессивных технологий и производству конкурентоспособных товаров и услуг; - обязательства инвестора соблюдать установленные законодательство, нормы и правила, касающиеся трудовых отношений, техники безопасности, охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов; - обязательства инвестора по обеспечению финансирования работ-, а также гарантии получения заемных средств, намеченных к привлечению инвесторов в пределах, установленных договором; - обязательства инвестора по найму и обучению местных специалистов и других работников; - взаимные обязательства государства и инвестора по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона (регионов) нахождения объекта (объектов) инвестиций; - обязательства государства по обеспечению недискриминационного порядка приобретения инвестором местных товаров и услуг и допуска ксистемам транспорта и связи - с учетом требований национального законодательства; -виды, формы и порядокопределения и внесения инвестором налогов, сборов и других обязательных платежей, особенности применения которых могут устанавливаться договором в соответствии с национальным налоговым законодательством; - порядок возврата земельных участков. иных природных объектов и имущества, переденных государством в пользование инвестору в соответствии с договором, в процессе использования или после прекращения действия договора; - срок действия договора, порядок и условия его продления, приостановления и прекращения, а также порядок разрешения споров. Приведенные положения концессионных и иных договоров, заключаемых с иностранными инвесторами, могут быть частично исключены или дополнены другими положениями в зависимости от вида договора или соглашения, специфики конкретного объекта инвестиций и требований законодательства. Литература: 1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", ст. 1. 2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", ст. 4. 3. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. — Калининград: БИЭФ, 2001. — 355 с. 4. Самогородская М.И. Управление инвестициями. / Под ред. Преображенского Б.Г. — Воронеж: ВГТУ, 2002. — 164 с.
|