В любой экономически развитой стране одним из основных элементов правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Специфика института несостоятельности состоит в том, что его функционирование возможно только в условиях рыночной экономики, потому что при плановой экономике убыточные предприятия имели возможность пользоваться поддержкой государства. Как отмечается в некоторых источниках, процедура банкротства является «санитаром» экономики, устраняя неэффективных участников рынка. Но с другой стороны эта процедура дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свой бизнес и вновь достичь финансовой стабильности. Но к сожалению законодательству о несостоятельности (банкротстве) находится применение при захвате преуспевающих предприятий, ликвидации долгов перед бюджетом и другими кредиторами. Правовой основой вопросов о банкротстве является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ. Который был принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года, подписан Президентом Российской Федерации 26 октября 2002 года и введен в действие по истечении 30 дней со дня его официального опубликования [2, с. 7 ] Данный Федеральный закон ознаменовывает собой начало третьего этапа развития правового регулирования отношений по поводу несостоятельности (банкротства) организаций и граждан, то есть участников имущественного оборота, в Российской Федерации. Возрождение института несостоятельности в России можно связать с появлением Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятого Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 года и введенного в действие с 1 марта 1993 года.[4, с.5] Закон о несостоятельности предприятий ознаменовывает первый этап развития правового регулирования несостоятельности. Началом второго этапа правового регулирования несостоятельности послужило введение в действие федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с 1 марта 1998 года. Об этом этапе обычно говорят как о реформе законодательства о несостоятельности (банкротстве), поскольку были подвергнуты изменению практически все основные положения законодательства, регламентирующие как критерии, внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства. Для наступившего в 2002 году третьего этапа развития правового регулирования отношений характерны детализация и конкретизация основных положений указанного законодательства с одновременным концептуальным изменением в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. В частности, неизменным остался подход к определению критериев и внешних признаков несостоятельности (с известной долей модернизации их количественного выражения), значительной детализации подвергнуты известные процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. К числу концептуальных изменений могут быть отнесены следующие законоположения: об основаниях возбуждения дел о банкротстве; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; о новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления должника; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; об особенностях несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий. Следует заметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) и практика его применения действительно нуждались в реформировании, поскольку некоторые законоположения не только не препятствовали чисто механическому возбуждению дел о банкротстве, но, как оказалось, не исключали возможности различного рода злоупотреблений со стороны должников, кредиторов, арбитражных управляющих. Поэтому разумно было ожидать, что изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон, будут направлены, прежде всего, на устранение выявленных недостатков и пробелов в правовом регулировании несостоятельности (банкротства). Далее перейдем к рассмотрению понятия, критериев и признаков несостоятельности (банкротства), которые прописаны в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ от 22. 10. 2002г. В соответствии и Гражданским кодексом Российской Федерации он устанавливает: - основания для признания должника несостоятельным (банкротом), - порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), - порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Исходя из статьи 2 Федерального закона «О несостоятельности(Банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ, несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Каждый руководитель против банкротства, потому что финансовые и моральные потери собственников, учредителей и работников предприятия при этой процедуре очень велики и болезненны, но это является объективным процессом при рыночной экономике, ибо рынок можно сравнить с джунглями, где побеждает сильнейший, более приспособленный. Также этот процесс можно рассматривать как вторую попытку начать строить бизнес, освободившись от непосильного груза долгов, как перед бюджетом, так и перед остальными кредиторами. Долги накапливаются как снежный ком, обрастают пенями, штрафами, неустойками, исполнительными листами и достигают критической точки, когда предприятие объявляется банкротом. Должник, согласно Закону о банкротстве, определяется как гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом. [1, ст.2] Что касается признаков банкротства, то в статье 3 Закона о банкротстве отведено 3 пункта, говорящие о том что: 1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. 2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Итак мы видим что, для определения признаков банкротства гражданина Закон о банкротстве использует принцип неоплатности, суть которого состоит в том, что должник может быть признан банкротом лишь в том случае, если общая сумма кредиторской задолженности и задолженности по обязательным платежам превысит стоимость его имущества. До недавнего времени по Закону о банкротстве 1992 г. такой подход применялся при определении признаков банкротства всякого должника (банкротство граждан, не являющихся предпринимателями, вовсе исключалось). [2, с.32] В основу определения признаков банкротства юридических лиц положен принцип неплатежеспособности, суть которого состоит в следующей презумпции: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии это сделать, т.е. является неплатежеспособным. Данная презумпция строится на адекватном понимании современных требований имущественного оборота, участники которого должны своевременно оплачивать проданные им товары, выполненные работы, оказанные услуги, своевременно возвращать полученные ими суммы займа, т.е. добросовестно исполнять свои обязательства и публично-правовые обязанности. В случаях, когда Закон о банкротстве применительно к отдельным категориям должников устанавливает специальные правила, последние будут подлежать приоритетному применению. К числу таких специальных правил относятся, в частности, положения об основаниях признания банкротом индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства. Указанные субъекты признаются банкротами по правилам, предусмотренным для банкротства граждан, однако в отношении признаков банкротства установлены специальные правила, основанные на принципе неплатежеспособности: и индивидуальный предприниматель, и крестьянское (фермерское) хозяйство могут быть признаны банкротами в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Для этого вовсе не требуется, чтобы общая кредиторская задолженность превысила стоимость их имущества. Специальные признаки банкротства, основанные на применении критерия неплатежеспособности, предусмотрены также в отношении таких категорий должников, как стратегические организации и субъекты естественных монополий. Дело о банкротстве в отношении должников указанных категорий может быть возбуждено арбитражным судом лишь в том случае, когда денежные обязательства и обязанность по уплате обязательных платежей окажутся неисполненными в течение шести месяцев, а сумма задолженности превысит 500 тыс. рублей [1, ст.190,ст. 197]. Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия; В заключение, хотелось бы отметить, что банкротство есть неотъемлемая часть функционирования любой развитой экономики. Российский институт несостоятельности обладает большим набором правовых средств и имеет длительную историю, в результате которой он развивался. Будем надеяться, что законодательные органы России и дальше будут продолжать совершенствовать наше законодательство. Литература. 1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 27.09.2002) 2. Научно-практический комментарий (постатейный) к федеральному закону о несостоятельности (банкротстве), под ред. В.В. Витрянского, «Статут», 2003 3. Телюкина М. В. Комментарий к федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)», М. 2003 4. Комментарий к федеральному закону «О несостоятельности (Банкротстве)» под ред. Ю.П. Орловского, «Филин». 1998г.
|