Пятница, 22.11.2019, 06:12
Юрист Уфа (347) 2-66-31-99, 2-93-30-93, 8-917-36-88880 - "Лучшие юристы Уфы"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Юрист уфа
Категории раздела
Предпринимательское (хоз) право [93]Гражданское право [16]
Банковское законодательство [7]
Наш опрос
Ваша любимая поисковая система?
Всего ответов: 99
Статистика юридических услуг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Статьи
Главная » Статьи » Статьи студентов » Предпринимательское (хоз) право

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность. Аудиторские объединения.
Правовое регулирование аудиторской деятельности.

Правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только с помощью закона, но и правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представлены в виде единых требований к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Закон об аудите предусматривает принятие внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, действующих в профессиональных аудиторских объединениях, а также правил (стандартов) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Согласно Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности назначается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности, которым является Министерство финансов РФ [1, ст.18].
Основные функции уполномоченного федерального органа:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.
При Министерстве финансов создается совет по аудиторской деятельности, в функции которого входят рассмотрение проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.
Закон N 307-ФЗ более детально прописывает требования к составу Совета. Так, в частности, установлено, что в состав Совета включаются [2,п. 5 ст. 16]:
- 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- 2 представителя уполномоченного федерального органа;
- 1 представитель от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности;
- 1 представитель от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков;
- 1 представитель от Центрального банка РФ;
- 2 представителя от саморегулируемых организаций аудиторов.
По сути дела, Совет по аудиторской деятельности становится органом общественного надзора за развития аудиторской деятельности и профессии, что имеет особое значение в связи с публичным характером этого вида деятельности.
Принятием нового федерального закона "Об аудиторской деятельности" №307 предполагается существенное обновление российской системы, в которой основную роль будут играть саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения при координации их деятельности Единым всероссийским профессиональным аудиторским объединением.
Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации [3, п.5, ст. 17].
Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью [3, п.6, ст. 17].
В конце 2007 года министерство финансов разработало временное положение для создания единого подхода профессиональных аудиторских к организации и осуществлению контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики (внешнего контроля аудиторов). Таким образом предметом внешнего контроля аудиторов является соблюдение аудиторами требований законодательных актов в области аудиторской деятельности, правил (стандартов) аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов России [4, п.2]. Внешний контроль аудиторов проводится в ходе внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора). При этом внешнему контролю подлежат все аудиторы, работающие (работавшие в период, за который осуществляется контроль) в проверяемой аудиторской организации (у проверяемого индивидуального аудитора) независимо от их членства в аудиторском объединении.
Внешний контроль аудиторов осуществляется не чаще одного раза в три года, если иная периодичность не установлена аудиторским объединением.
Помимо правового урегулирования аудиторской деятельности существует и экономическое.
Методами экономического регулирования аудита являются штрафные санкции за некачественный аудит, страхование гражданской ответственности аудитора, рейтинги аудиторских организа¬ций, тендеры на аудит и сопутствующие ему услуги, создание условий ци¬вилизованной конкуренции на рынке аудиторских услуг и т.д.
Штрафные санкции с правом подачи судебного иска со стороны лю¬бого пользователя аудита являются действенным средством борьбы с некачественным аудитом в целом. Страхование гражданской ответственности ау¬диторов при обязательном аудите стало обязательным и, соответственно, страхование аудиторской организацией риска ответственности за наруше¬ние договора; в остальных случаях оно носит в аудите добровольный ха¬рактер. К сожалению, нижняя граница размеров обязательного страхования в за¬коне не установлена, что серьезно снижает действенность этой нормы. Еще один метод экономического регулирования – это создание жесткой, но цивилизованной конкуренции на рынке ау¬диторских услуг. Многое здесь зависит от органов исполнительной власти. К примеру, федеральный закон №307 "Об аудиторской деятельности" гласит, что членами одной саморегулируемой организации должны быть как минимум 3 тысячи аудиторов или 1,5 тысячи аудиторских фирм. Принятие этих требований, по оценкам экспертов, приведет к тому, что на рынке останутся три-четыре саморегулируемых профобъединения. Многие участники рынка полагают, что данные изменения приведут к неоправданной монополизации рынка и слишком высоким ценам. В Министерстве финансов же придерживаются другого мнения - это поможет исключить из своих рядов недобросовестных аудиторов, свои слова Министерство финансов подтверждает результатами одной из проверок – из 7200 аудиторских компаний у 627 была приостановлена лицензия. Причиной этого послужило отсутствие системы внешнего контроля, которое способствовало притоку недобросовестных специалистов в эту профессию. В узком варианте, важным элементом цивилизованной конкуренции в аудите - как и в других областях - являются конкурсы (тендеры) на право проведения аудиторской проверки. Они необходимы перед заключением договоров на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собст¬венности составляет не менее 25%. Теоретически такие конкурсы являются средством отбора наиболее достойного претендента, ввиду чего они долж¬ны способствовать не только уменьшению цены услуги, но и повышению ее качества.
Подходя к концу, можно с уверенностью сказать, что российская правовая система сейчас стоит на пути решения вопроса об оптимальном соотношении государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности.
Итоги деятельности аккредитованных профессиональных объединений аудиторов ясно отобразят их потенциал и реальные возможности и в дальнейшем позволят осуществить дифференцированный подход как к передаче объединениям дополнительных полномочий, так и к целесообразности использования уже имеющихся. Введение и, главное, эффективная работа профессиональных аудиторских объединений будут служить стартовой прямой дальнейшего процесса передачи им регулирующих функций. Поэтому существует возможность передачи некоторых аспектов регулирования аудиторской деятельности негосударственной аудиторской организации, что, в принципе, может обеспечить:
• ослабление государственного регулирования аудиторской деятельности, а следовательно, экономию бюджетных средств и снижение административного давления;
• ускоренное и динамичное развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации, поскольку сами аудиторы будут принимать решения по важнейшим вопросам их деятельности.

Литература:
1. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. М. 2002.
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности"
(принят ГД 13 июля 2001 года, одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года).
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №307-ФЗ от 30.12.2008 "Об аудиторской деятельности"
(принят ГД 24 декабря 2008 года, одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года).
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 315-ФЗ от 01.12.2007 "О саморегулируемых организациях"
(принят ГД 16 ноября 2007 года, одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года).
5. ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики (Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации 30 октября 2008 года, протокол № 69).

Категория: Предпринимательское (хоз) право | Добавил: JaJa (05.04.2009) | Автор: Yulia Fazliakhmetova E
Просмотров: 1691 | Комментарии: 2 | Теги: аудиторская фирма, аудиторская деятельность, Аудит | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 JaJa  
v

Имя *:
Email *:
Код *:
Адвокаты Уфы © 2019
Поиск лучших юристов в Уфе
Юридические сайты
  • Адвокатура и адвокаты Уфы
  • Городской юридический центр Альфа Кодекс
  • Сайт адвоката Давлетшина В.И.
  • Обрщения к Президенту РФ
  • sitehistory.ru
    Используются технологии uCoz