Четверг, 25.04.2024, 23:50
Юрист Уфа (347) 2-66-31-99, 2-93-30-93, 8-917-36-88880 - "Лучшие юристы Уфы"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Юрист уфа
Категории раздела
Предпринимательское (хоз) право [93] Гражданское право [16]
Банковское законодательство [7]
Наш опрос
Ваша любимая поисковая система?
Всего ответов: 99
Статистика юридических услуг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Статьи
Главная » Статьи » Статьи студентов » Предпринимательское (хоз) право

Правовое регулирование инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг
Правовое регулирование инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг

Государственное регулирование профессиональной деятельности осуществляется различными способами. Среди них ведущую роль играет правовое регулирование, которое реализуется с помощью гражданского, административного, уголовного и других отраслей права. При этом административно-правовое регулирование, то есть создание административно-правовых норм в целях воздействия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, является основным методом в ряду других методов государственного регулирования.
В рамках же административно-правового регулирования можно выделить несколько основных направлений, а именно:
 лицензирование инвесторов рынка ценных бумаг;
 требования к деятельности инвесторов;
 аттестация специалистов и руководителей;
 обеспечение сбора и анализа отчетности инвесторов;
 контроль за деятельностью инвесторов на рынке ценных бумаг посредством осуществления проверок.
В главе 11 Федерального закона от 22.04.1996 № 36-ФЗ «О рынке ценных бумаг» сообщается о регулировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Судя по её содержанию, лицензирование деятельности профессиональных участников является единственным способом государственного регулирования. Но данное положение закона не полностью отражает сложившуюся систему регулирования деятельности инвесторов на рынке ценных бумаг.
Уполномоченным государственным органом, производящим государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в настоящее время является Федеральная служба по финансовым рынкам (ранее Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Российской Федерации).
Структура Федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента от 17.05.2000 № 867 и включает в себя две федеральные комиссии. Это Федеральная энергетическая комиссия и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
ФСФР России действует на основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 317. Службой выполняются специальные задачи и функции федерального значения в пределах предоставленной ей компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о ФСФР: «Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности)». Это определение устанавливает статус ФСФР России и одновременно определяет ее основные функции.
Конституция РФ, федеральные законы, нормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации являются составляющими правовой основы деятельности ФСФР России.
В настоящее время всё ещё очевиден недостаток эффективности правового механизма, регулирующего деятельность инвестора на рынке ценных бумаг касательно лицензирования. Из-за недочётов в сфере лицензирования процесс получения лицензий является одним из бюрократических барьеров в предпринимательской деятельности. Нынешняя государственная политика направлена на отмену лицензий для осуществления некоторых видов деятельности, уменьшение количества лицензируемых видов деятельности и создание более упорядоченной процедуры лицензирования.
Согласно статье 39 Закона о рынке ценных бумаг: «Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, <…>, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг <…>.» Если профессиональная деятельность осуществляется без лицензии, то она является незаконной.
В соответствии со статьёй 39 Закона о рынке ценных бумаг, «деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи». Лицензирование необходимо из-за повышенного уровня риска, связанного с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Лицензирование должно предотвращать появление на рынке неподготовленных или недобросовестных инвесторов, поддерживать благоприятные условия функционирования рыночных механизмов и обеспечивать стабильность отношений между всеми участниками рынка ценных бумаг.
Хотя уровень нормативно-правовой базы, регулирующей лицензирование деятельности инвесторов на рынке ценных бумаг, возрос по сравнению с последними десятилетиями ХХ века, он до сих пор отличается бюрократичностью, усложненностью, отсутствием системности, чёткости.
В Российской Федерации действует ряд постановлений ФСФР, которые регулируют лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Однако некоторые из них действуют только в части, не противоречащей другим, а отдельные нормативные акты согласовывают лишь специальные вопросы или условия осуществления инвестиционной деятельности. Подобная ситуация мешает достижению целей государственного регулирования.
Необходима система упорядочивания норм, в основе которых лежит лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, требуется наличие единых принципов лицензирования, соответствующих общим принципам правового регулирования предпринимательской деятельности. Лицензирование осуществляется на основе единой системы правового регулирования в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” с учётом последующих изменений.
Согласно статье 3 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”: «Основными принципами осуществления лицензирования являются:
• обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
• установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
• установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
• установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
• гласность и открытость лицензирования;
• соблюдение законности при осуществлении лицензирования».
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о рынке ценных бумаг ФСФР России «устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах».
Существуют два основных нормативных акта, регламентирующих порядок лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

1. Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный постановлением ФКЦБ России от 15.08.2000 № 10.
2. Положение о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденное постановлением ФКЦБ РФ от 23.11.1998 № 50. Он действует в части, не противоречащей первому нормативному акту.
Кроме того, имеется Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, которое утверждено постановлением ФКЦБ России от 19.06.1998 № 24. Оно также действует в части, не противоречащей Порядку лицензирования. Также отдельные требования и условия лицензирования установлены перечнем нормативно-правовых актов ФСФР России.
В целях получения лицензии и для осуществления инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг, предприятие должно соответствовать установленным требованиям и выполнять определенные условия.
Требования и условия лицензирования дифференцируются в зависимости от конкретного вида деятельности на рынке ценных бумаг. Однако основными среди этих требований являются:
 достаточный объём собственных средств инвестора на рынке ценных бумаг;
 наличие соответствующей квалификации у руководителей и специалистов инвестора на рынке ценных бумаг;
 выполнение правил совмещения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
 присутствие системы внутреннего контроля инвестора на рынке ценных бумаг.
Абсолютно во всех видах профессиональной деятельности необходим сотрудник, который обязан выполнять функции контролёра. Общий порядок организации и осуществления внутреннего контроля профессионального участника определен Положением о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 13.08.2003 N 03-34/пс.
Итак, из этого следует, что система правового регулирования инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг всё ещё требует реформирования.

Литература:

1. Ломакина В.Ф. Лицензирование предпринимательской деятельности по новому Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). М.: 2003. С. 106.
2. Вестник ФКЦБ России: http://www.dex.ru/dex-izdanie/pril/index.php.
3. Справочные правовые системы "Консультант Плюс".

Категория: Предпринимательское (хоз) право | Добавил: Алсу (04.04.2009) | Автор: Алсу Аетова
Просмотров: 1629 | Комментарии: 1 | Теги: акции, правовое регулирование, Рынок ценных бумаг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Адвокаты Уфы © 2024
Поиск лучших юристов в Уфе
Юридические сайты
  • Адвокатура и адвокаты Уфы
  • Городской юридический центр Альфа Кодекс
  • Сайт адвоката Давлетшина В.И.
  • Обрщения к Президенту РФ
  • sitehistory.ru
    Используются технологии uCoz