Вторник, 12.11.2019, 09:47
Юрист Уфа (347) 2-66-31-99, 2-93-30-93, 8-917-36-88880 - "Лучшие юристы Уфы"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Юрист уфа
Категории раздела
Предпринимательское (хоз) право [93]Гражданское право [16]
Банковское законодательство [7]
Наш опрос
Ваша любимая поисковая система?
Всего ответов: 99
Статистика юридических услуг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Статьи
Главная » Статьи » Статьи студентов » Предпринимательское (хоз) право

Понятие и виды монополии. Антимонопольное регулирование России.
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда и возникла реальная угроза для функционирования конкуренции, на пути которой возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
Таким образом, необходимо определить, что же представляют собой монополии? Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка. Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу, свои личные интересы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Что же касается видов монополий, то они зависят от рыночной структуры и формы конкуренции, а также характера и причин возникновения.
Таким образом, можно выделить естественную, легальную и искусственную монополии.
Рассмотрим естественную монополию. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. В реальной же практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат.
Далее перейдем к легальным монополиям, которые образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций как:
- патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;
- авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;
- торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
Под искусственными монополиями следует понимать объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; ограничивают предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение, доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест и концерн.
Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Существует твердая убежденность в необходимости государственного регулирования тарифов естественных монополий. Применение госрегулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями неэффективна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек.
Однако концентрация производства и возможность диктовать свои условия рынку зачастую способствуют завышению цен на свою продукцию, завышению издержек в случае государственного регулирования тарифов и дискриминации по отношению к другим субъектам рынка. И реальное положение дел монополиста является тщательно скрываемой информацией.
Необходимость государственного регулирования тарифов не ставилась и не ставится под сомнение. При этом часто забывается, что ценовое регулирование является, в соответствии со статьей 6 федерального закона от 17 августа 1995 года №143-Ф3 «О естественных монополиях», а также закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» только одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Причем обязательность применения этих методов законодательно не закреплена, они только могут применяться. Они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

Литература.
1. ФЗ РФ о естественных монополиях 143-ФЗ от 17 августа 1995 года
2. ФЗ РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991года
3. Дж. Вильсон, В Цаплик «Естественные монополии России» - Вопросы экономики 1995г, №11
4. Краткий экономический словарь
Категория: Предпринимательское (хоз) право | Добавил: Natalia (04.04.2009) | Автор: Иванова Наталья Николаевна
Просмотров: 1726 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Адвокаты Уфы © 2019
Поиск лучших юристов в Уфе
Юридические сайты
  • Адвокатура и адвокаты Уфы
  • Городской юридический центр Альфа Кодекс
  • Сайт адвоката Давлетшина В.И.
  • Обрщения к Президенту РФ
  • sitehistory.ru
    Используются технологии uCoz