Четверг, 28.03.2024, 22:47
Юрист Уфа (347) 2-66-31-99, 2-93-30-93, 8-917-36-88880 - "Лучшие юристы Уфы"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Юрист уфа
Категории раздела
Предпринимательское (хоз) право [93] Гражданское право [16]
Банковское законодательство [7]
Наш опрос
Ваша любимая поисковая система?
Всего ответов: 99
Статистика юридических услуг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Статьи
Главная » Статьи » Статьи студентов » Предпринимательское (хоз) право

Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию.
Конкуренция — это соперничество между участниками рынка.
В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.
По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе — внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из участников неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.
Следует отметить, что достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.
Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Как нам кажется, признаками понятия “конкуренция” являются:
1) содержанием конкуренции является состязательность (борьба) на рынке между хозяйствующими субъектами;
2) состязательность выражается в активном поведении предпринимателей;
3) результат состязательности — ограничение возможности предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок.
Конкуренция является предпосылкой реализации прав потребителей (например, право на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации). Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает.
Конкуренция — правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Юридической предпосылкой для конкуренции служит свобода экономической деятельности (свобода договора, свобода предпринимательства, свобода конкуренции), гарантированная в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.
Правовое значение понятия «конкуренция» выражается в следующем:
1) создание необходимых условий для развития конкуренции и ее защиты — цель антимонопольного законодательства и критерий его эффективности (ст. 1 Закона о конкуренции на товарных рынках и ст. 1 Закона о конкуренции на финансовых рынках);
2) ограничение конкуренции и ее недобросовестные проявления противоправны и наказываются по закону (п. 1 ст. 10 ГК РФ, ст. 5-8, 10 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 5-7, 12, 15 Закона о конкуренции на финансовых рынках, ст. 178 УК РФ)’,
3) сложившиеся в ходе конкуренции обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции (абз. 7 ч. 1 ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках и абз. 6 ч. 1 ст. 3 Закона о конкуренции на финансовых рынках);
4) содействие развитию конкуренции отнесено законодателем к основным задачам федерального антимонопольного органа и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (п. 1 ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках, п. 1 ст. 22 Закона о конкуренции на финансовых рынках)’,
5) условия конкуренции на соответствующем рынке учитываются при проведении антимонопольного контроля за экономической концентрацией (ст. 17-19 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 16-20 Закона о конкуренции на финансовых рынках).
Государство и его органы корреспондирует право предпринимателей на участие в добросовестной конкуренции. Оно является элементом их правового статуса.
Право предпринимателей на добросовестную конкуренцию предполагает возможность действовать самостоятельно и требовать совершения правомерных действий от своих конкурентов и других субъектов.
Для обеспечения прав и свобод предпринимателей и исполнения обязанности государства по поддержке конкуренции применяются законодательные и организационные гарантии.
В основе законодательных гарантий прав и свобод предпринимателей лежат конституционные принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции.

Литература:
1. Гражданский Кодекс РФ.
2. Закон о конкуренции на финансовых рынках.
3. Закон о конкуренции на товарных рынках.
4. Конституция РФ.
5. М.А. Сторчевой «Основы экономики»

Категория: Предпринимательское (хоз) право | Добавил: cressida (03.04.2009) | Автор: Марданова Юлия
Просмотров: 726 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Адвокаты Уфы © 2024
Поиск лучших юристов в Уфе
Юридические сайты
  • Адвокатура и адвокаты Уфы
  • Городской юридический центр Альфа Кодекс
  • Сайт адвоката Давлетшина В.И.
  • Обрщения к Президенту РФ
  • sitehistory.ru
    Используются технологии uCoz