Пятница, 26.04.2024, 02:25
Юрист Уфа (347) 2-66-31-99, 2-93-30-93, 8-917-36-88880 - "Лучшие юристы Уфы"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Юрист уфа
Категории раздела
Предпринимательское (хоз) право [93] Гражданское право [16]
Банковское законодательство [7]
Наш опрос
Ваша любимая поисковая система?
Всего ответов: 99
Статистика юридических услуг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Статьи
Главная » Статьи » Статьи студентов » Предпринимательское (хоз) право

Правовая защита от недобросовестной конкуренции
Конкуренция является важным фактором для экономики любой страны. Государство стремится постоянно поддерживать и развивать конкурентную среду на рынке, что в свою очередь разрешается в рамках антимонопольного законодательства. Однако в современной экономике конкуренция носит противоречивый характер и в условиях рыночных отношений она чаще всего приобретает негативную сторону и осуществляется незаконными методами, что наносит вред, как самим предпринимателям, так и всей экономике в целом. Несмотря на то, что в современных условиях конкуренция является неотъемлемым аспектом рыночной экономической системы, наиболее приемлемым средством регулирования основных экономических процессов, распределения материальных благ, удовлетворения интересов потребителей, при этом она не способна к саморегуляции в необходимой степени. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка требуется специальное законодательное регулирование отношений, существующих в условиях конкуренции. Государство, естественно, не может не регулировать правила ведения конкурентной борьбы и стремится к тому, чтобы конкуренция протекала в правильных формах, что разрешается в законодательстве о недобросовестной конкуренции. Изменяются экономические условия возникают новые тенденции в хозяйственной деятельности это вызывает необходимость постоянного модернизирования конкурентного права.
С тех пор как российская экономика перешла к рынку, в нашей стране серьезно встал вопрос о конкуренции, которой раньше не уделялось должного внимания. С началом серьезных преобразований в российской экономической системе, когда старые методы ведения экономической деятельности утратили свою силу, предприниматели стали искать новые способы получения прибыли, которые обеспечивали бы ее максимальный уровень. Провозглашенная свобода экономических отношений привела к постоянному столкновению интересов предпринимателей, что потребовало правового регулирования возникающих при этом отношений.
Возросла роль и удельный вес монополизированного сектора в экономике, в результате чего возникла тенденция к ограничению конкуренции. Именно в этих условиях в наиболее крупных масштабах возникают недобросовестные конкурентные приемы, а в праве, соответственно, появляются нормы, регулирующие способы и средства борьбы с такого рода негативными проявлениями конкуренции. Эффективное функционирование рыночного механизма предполагает наличие добросовестных отношений между конкурирующими субъектами предпринимательства, соблюдение ими определенных правил поведения на рынке.
В настоящее время предприниматели все чаще сталкиваются с недобросовестной конкуренцией, которая получила широкое распространение в условиях интенсивного развития рыночных отношений и свободы предпринимательства хозяйствующих субъектов. Необходимы определенные правила и механизмы, направленные на поддержание справедливых и равных для всех участников рынка условий предпринимательства и конкуренции. Конечно же существует необходимость эффективного установления правил конкурентной борьбы с тем, чтобы предприниматели, включаясь в сферу рыночных взаимоотношений, знали их требования и допустимые отклонения от них. Определяющая роль в установлении рамок дозволенной и добросовестной конкуренции отводится деятельности государства, направленной на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.
В марте 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», как необходимость правового регулирования конкурентных отношений. Этот документ и представляет собой писаные правила ведения бизнеса. Согласно этому закону недобросовестная конкуренция — это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли ущерб их деловой репутации.
Из этого определения можно сделать вывод , что недобросовестная конкуренция может иметь место только в отношениях между хозяйствующими субъектами, т.е. предпринимателями, и ее конкретные проявления могут быть связаны как с объектами интеллектуальной собственности непосредственно, так и косвенным образом затрагивать права на те или иные результаты интеллектуальной деятельности .Причем для того, чтобы признать хозяйствующего субъекта нарушившим правила, требуется доказать наличие всех этих условий. Причем, если одно из этих условий не доказано, то это и не является недобросовестной конкуренцией. Также в определении недобросовестной конкуренции важную роль играют такие ключевые понятия, как “добропорядочность, разумность, справедливость”, что предполагает элемент субъективного усмотрения при квалификации каких-либо действий конкретного хозяйствующего субъекта как добросовестных или недобросовестных.
Защита против действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию, может осуществляться двуми способами: 1) посредством обращения в Государственный антимонопольный комитет РФ или его территориальное управление с ходатайством о запрете (пресечении) актов недобросовестной конкуренции и применении соответствующих штрафных санкций в отношении нарушителя; 2) обращением в арбитражный суд с иском о запрете актов недобросовестной конкуренции и взыскании убытков с нарушителя.
Различные формы, которые являются проявлением недобросовестной конкуренции, перечислены в ст. 10 данного Закона, а именно:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара. Эти группы нарушений имеют целью привлечение потребителя путем распространения неточной информации. Жертвами обоих видов действий являются как конкуренты, так и потребители;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. Утверждения, содержащие некорректное сравнение товаров различных хозяйствующих субъектов, могут быть двух видов: утверждения, содержащие позитивную ссылку на чужой товар (например, «мой товар столь же хорош, что и другой») или негативную ссылку («мой товар лучше, чем чужой»). Утверждения о превосходстве или уникальности («самый лучший», «самый дешевый») тоже относятся к некорректному сравнению. В настоящее время правоприменительная практика показывает, что рассматриваемая форма недобросовестной конкуренции чаще всего проявляется в рекламе;
4) продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг. Данная норма направлена, в основном, на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением исключительных прав (интеллектуальной собственности) физических и юридических лиц;
5) получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Формами недобросовестной конкуренции могут признаваться не только противоправные действия, указанные в законе, но и другие действия, нарушающие обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости. Это подтверждается положениями статьи 14 закона о защите конкуренции.
Перечень форм недобросовестной конкуренции, данный в статье 14 Закона о защите конкуренции является неостаточным. Хотя данный перечень и не является исчерпывающим, суды, как правило, расценивают данный перечень как закрытый. Поэтому целесообразным было бы дополнить перечень статьи 14 другими формами недобросовестной конкуренции, наиболее часто встречающимися на практике. Помимо указанных в статье 14, в доктрине и практике также выделяют следующие формы недобросовестной конкуренции:
-Демпинг-продажа товаров монополиями, фирмами, не связанными с производством, или правительственными организациями на внешних рынках по бросовым ценам, то есть по ценам ниже издержек производства.
-Экономический шпионаж, что позволяет компаниям, используя научно-технические достижения конкурентов, в значительной мере экономить собственные средства на проведение различных исследований.
-Подделка продукции конкурентов.
-Ринг- форма недобросо
вестной конкуренции, кратковременное
соглашение предпринимателей о скупке
определенного товара и его задержании
на складах с целью взвинчивания цен и
получения монопольной прибыли.
Наличие таких форм недобросовестной конкуренции, как демпинг, подделка продукции конкурентов, ринг, экономический шпионаж и др., еще раз подтверждает, что перечень форм, содержащийся в статье 14 Закона о защите конкуренции, далеко не исчерпывающий.
Следует отметить, что при законодательном закреплении в качестве форм недобросовестной конкуренции таких видов деятельности, как демпинг и ринг, необходимо обратить внимание на то, что на некоторые схожие действия запрет уже существует. Например, согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара. Но в указанной статье речь идет только о тех субъектах, которые занимают доминирующее положение на рынке и злоупотребляют таким положением, поэтому мы не можем утверждать, что Законом о защите конкуренции ринг в полной мере запрещен. Таким образом, при дополнении статьи 14 Закона о защите конкуренции новыми формами недобросовестной конкуренции необходимо будет согласовывать их с уже существующими нормами закона, с тем чтобы избежать коллизий и неточностей в процессе правоприменения.
В отличие от стран с рыночной экономикой в России отсутствует специальный закон о защите от недобросовестной конкуренции. Пресечение же её осуществляется на основании статей 2,4,10 Закона «О конкуренции» (с изменениями от «09» октября 2002_г. № 122-ФЭ) с применением норм международного права и российского гражданского права, регламентирующих защиту комплекса объектов исключительных прав.
В настоящее время конкурентное законодательство подвергается реформированию. Законодатель уже пошел по пути консолидации норм конкурентного права, разработав и приняв Закон о защите конкуренции3, который не только объединяет нормы двух ранее действовавших законов о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, о защите конкуренции нарынкефинансовыхуслуг, но и содержит ряд новых положений. Существенным образом изменено понятие индивидуального доминирования и введено понятие группового доминирования, дано новое определение монопольно высокой цены. Однако изменения не коснулись норм о недобросовестной конкуренции, хотя как показывает анализ, последние требуют доработки в части совершенствования определения недобросовестной конкуренции, а также расширения перечня форм недобросовестной конкуренции.

[i][/i]

Категория: Предпринимательское (хоз) право | Добавил: Анжелика (19.06.2009) | Автор: Садыкова Анжелика 4.2 E
Просмотров: 4180 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Адвокаты Уфы © 2024
Поиск лучших юристов в Уфе
Юридические сайты
  • Адвокатура и адвокаты Уфы
  • Городской юридический центр Альфа Кодекс
  • Сайт адвоката Давлетшина В.И.
  • Обрщения к Президенту РФ
  • sitehistory.ru
    Используются технологии uCoz