|
Статистика юридических услуг
|
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
Статьи |
|
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Начнем с того, что дадим определение понятию «банкротство». Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [2 , ст.2]. Нормативно-правовой основой по вопросам банкротства являются Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г., Гражданский кодекс РФ от 26 октября 2002 года и некоторые другие. При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо - если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Таким образом, в основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов. Для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) кредитор должен иметь на руках вступившее в законную силу и неисполненное в рамках исполнительного производства решение суда, устанавливающее право кредитора к должнику. Под исполнительным производством понимается принудительное взыскание долга с должника через службу судебных приставов. Судебное решение выносится либо по просьбе самой компании (добровольная ликвидация), либо по требованию ее кредиторов (принудительная ликвидация) [1, ст.25,65]. В идеальном варианте, при наличии денежных обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами и другими кредиторами и невозможности их удовлетворения должник обязан сам обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Арбитражный суд выносит определение о принятии заявления и введении наблюдения. В случае, если в ходе наблюдения будет установлена невозможность компании погасить задолженность перед кредиторами, то не позднее чем через 7 месяцев суд выносит решение о признании компании банкротом и открытии конкурсного производства. При этом суд утверждает кандидатуру конкурсного управляющего, который в ходе конкурсного производства проводит инвентаризацию, взыскивает дебиторскую задолженность, удовлетворяет в порядке очередности требования кредиторов, закрывает счета, сдает документы юридического лица в архив. На основе отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Юридическое лицо снимается с учета в налоговых органах, внебюджетных фондах, органах статистики, получает свидетельство ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица. Если компания сама не подает заявление о банкротстве, то это делают кредиторы. Как правило, холдинги, компании и предприятия не платят налоги в первую очередь в бюджеты всех уровней, а также в бюджетные и внебюджетные фонды. И через какое-то время задолженности по налогам превращают государство в основного кредитора подобных компаний и предприятий. Законодательством различаются следующие стадии банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление (или санация предприятия), внешнее управление и конкурсное производство. [3,§2]. Ввод наблюдения происходит с целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию. Эта процедура осуществляется под наблюдением кредиторов. Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия осуществляется с рядом существенных ограничений. Для проведения процедуры наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами. По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчёт о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия-должника и предложение о возможности или невозможности восстановления его платёжеспособности. На основании представленного отчёта и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений: о введении внешнего управления; о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения. С момента принятия решения, наблюдение, как процедура банкротства, прекращается. Под внешним управлением имущества должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником внешнему управляющему. Основанием для назначения санации имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платёжеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путём реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий. При санации собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе органы исполнительной власти) оказывают должнику целевую финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и пр. Государственная финансовая поддержка предоставляется тем предприятиям, которые при наличии собственных возможностей способны в короткое время эффективно использовать полученные финансовые средства. Федеральная служба РФ по делам несостоятельности и финансового оздоровления (ФСДН) разработала два подхода к оздоровлению неплатёжеспособных предприятий: 1. санация с учётом наличия текущего спроса на их продукцию на рынке, состояния основных производственных фондов и мощностей, уровня технологии производства и квалификации производственного персонала, оценки внутренних резервов; 2. вывод предприятия из хозяйственного оборота в силу их низкой эффективности. Наличие возможности восстановления платёжеспособности оформляется планом финансового оздоровления (бизнес - планом). Типовой план финансового оздоровления разработан ФСДН и рекомендован проблемным предприятиям для рассмотрения возможности их санации. Конкурсное производство - завершающая процедура банкротства коммерческой организации-должника. Она начинается с признания арбитражным судом должника банкротом и назначением конкурсного производства и конкурсного управляющего. Целями конкурсного производства являются: соразмерное удовлетворение требований кредиторов; объявление должника свободным от долгов; предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев. С этого момента: срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иные финансовые санкции по всем видам задолженности; сведения о финансовом состоянии должника перестают относится к коммерческой тайне; не допускается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника; снимаются ранее наложенные аресты имущества должника; все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства. Одновременно происходит полная инвентаризация имущества и его оценка. После этого начинается продажа имущества на открытых торгах. Время торгов и порядок их проведения определяет конкурсный управляющий при согласии кредиторов. [4, с. 89]. После реализации имущества должника конкурсный управляющий рассчитывается с кредиторами и представляет отчет в арбитражный суд, который выносит решения о завершении конкурсного производства. В государственный реестр юридических лиц производится запись о ликвидации организации-должника. На любой из стадий банкротства, вплоть до принятия судом решения о признании должника банкротом и исключении записи об организации-должнике из реестра юридических лиц может быть заключено мировое соглашение. Условия мирового соглашения могут быть совершенно различными, исходя из того компромисса, который достигли заинтересованные лица: это может быть и рассрочка/отсрочка погашения долгов, и частичное прощение долга, и новация долгового обязательства в иное обязательство. Итак, процедура банкротства является абсолютно легальной, т.е. законной процедурой, которая направлена на цивилизованное решение вопросов выхода из бизнеса структуры, оказавшейся неспособной эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе отвечать по своим долгам. Литература: 1. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 09.02.2009) 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2009) 3. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие / С.А. Карелина. -М. : Волтерс Клувер, 2006. 4. Гражданское право: Учебник /Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юристъ, 1998.
|
Категория: Предпринимательское (хоз) право | Добавил: JaJa (18.06.2009)
|
Просмотров: 786 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Адвокаты Уфы © 2024 |
|
|
|