Российский рынок факторинга. Прежде чем перейти к изучению российского рынка факторинга, рассмотрим, что же представляет собой факторинг. Факторинг – это услуга по уступке дебиторской задолженности для получения финансирования или без такового с одной из следующих целей: управление и учет дебиторской задолженностью, сбор дебиторской задолженности и покрытие риска. Уступка дебиторской задолженности только при наличии хотя бы двух из вышеуказанных элементов классифицируется как факторинг (Определение GRIF). История развития факторинга в России насчитывает около двадцати лет, из которых лишь девять последних можно по настоящему считать годами развития рынка. Первые попытки внедрить факторинг на российский экономический рынок были предприняты в 1988 году. Советские банки («Промстройбанк», «Жилсоцбанк») предлагали факторинговые операции, намного уступающие по качеству и содержанию факторинговым услугам иностранных компаний. Договор о факторинге заключался как с поставщиком, так и с покупателем и предусматривал только переуступку просроченной дебиторской задолженности факторинговому отделу. Платежи поставщику гарантировались путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок. В 1989 году Госбанк СССР опубликовал официальное письмо о порядке проведения операций, в ходе которых поставщик передавал банку право получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. В 1992 году факторинг получил официальный статус банковской сделки (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»). Тем не менее, в конце 90-х сами понятия факторинг, договор факторинга воспринимались в России как нечто экзотическое. Услуги по финансированию оборотных средств расценивались потенциальными потребителями лишь как возможность получить «легкие» деньги без залогового обеспечения. Коммерческие банки, обладающие необходимыми ресурсами, не стремились в свою очередь предлагать факторинг для малого и среднего бизнеса как из-за трудо- и капиталоемкости его внедрения, так и из-за своей консервативности. Эволюция отечественного факторинга неразрывно связана с развитием бизнеса Национальной Факторинговой Компании, которая на сегодняшний день является лидером этой молодой отрасли российской экономики. Начало становления Компании можно отнести к 1999 г., когда в рамках АБ «ИБГ НИКойл» (с лета 2005 года ФК «Уралсиб») было организовано Управление факторинга, впоследствии преобразованное в Бизнес Направление Факторингового Обслуживания (БНФО). 2003 год стал определяющим для развития факторинга как независимого бизнеса. Факторинг был выделен из общей продуктовой линейки АБ «ИБГ НИКойл», а бизнес БНФО переведен в самостоятельный специализированный Банк. В 2004 году НФК завершила беспрецедентный для российского факторингового бизнеса процесс внедрения полного цикла деятельности в качестве специализированной факторинговой компании. Таким образом, НФК стала первой компанией в России, профессионально занимающейся исключительно факторингом, как это принято в международной практике. В настоящее время российский рынок факторинга продолжает развиваться довольно интенсивно. В 2005 году продолжилась тенденция увеличения числа игроков на рынке факторинга. Если в 2004 году факторингом, по данным ЦБ РФ, занимались 84 банка, то на конец минувшего года таких банков насчитывалось уже более ста. Некоторые из них пошли по пути выделения своих факторинговых подразделений в самостоятельные факторинговые компании. Получили большее распространение и сделки международного факторинга. Но не эти тенденции определили ситуацию на рынке. Главной тенденцией стало увеличение сроков отсрочки платежа. Негативной же тенденцией стало увеличение просрочки, однако ее уровень еще далек от критического. Отечественные факторы пока используют стандартные методы работы с просрочкой в отличие от западных, которым порой приходится изобретать нетривиальные способы борьбы со злостными неплательщиками. Эйфория экстенсивного роста на рынке факторинга в прошлом. В настоящее время чтобы выжить Факторы вынуждены меняться - совершенствовать риск менеджмент и бизнес-процессы. В 2008 г. впервые за последние пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2007 г. до 1,44% в 2008 г. Если в 2007 г. объем требований, уступленных Факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2008 г. этот рынок вырос лишь на 16,7% до 602 млрд. руб. Положительный прирост по итогам года - заслуга относительно успешной работы Факторов в I полугодии 2008 г. Финансовый кризис заставил Факторов пересмотреть систему риск-менеждмента и вести более аккуратную и сбалансированную кредитную политику. Для факторинга характерна сезонность - объемы предоставленного финансирования в первом полугодии обычно в два раза ниже, чем во втором. В 2008 году объемы уступленных требований во втором полугодии не только не превзошли объемы первого полугодия, а даже на четверть снизились относительно него. Во втором полугодии волна финансового кризиса накрыла и факторинговую отрасль: из-за сужения ресурсной базы многих участников рынка объемы финансирования клиентов сократились. Кроме того, значительное влияние на объемы и развитие рынка оказал дефолт крупнейшего Фактора - ФК "Еврокоммерц" (его доля на рынке факторинга на 01.07.2008 составляла 22,3%). Менее громким, но не менее значимым для рынка событием стала продажа факторингового бизнеса МФК "Траст" банку ВТБ. Кредитной организацией были куплены операционные активы, то есть технологии, клиентская база, история взаимоотношений с клиентами МФК "Траст". Кроме того, ушли с рынка ряд средних и мелких Факторов, к ним относятся КБ "Система", Банк "Северная казна" и другие.Но случившиеся события не являются результатом высокой рискованности факторинга как такового. Однако, даже с учетом этих событий, рынок факторинга в 2008 году показал рост по сравнению с 2007 годом, что является поводом для оптимизма факторинговых компаний и их клиентов - далеко не всем финансовым институтам удалось показать положительный прирост по итогам 2008 года (например, объемы нового бизнеса лизинговых компаний в 2008 году сократились на 27,8% относительно 2007 года).
|