Трете́йский суд (арбитраж) — это негосударственный орган, осуществляющий юрисдикционную деятельность в части рассмотрения гражданских и хозяйственных споров, на осовании законов путем применения методов арбитрирования. Третейские суды бывают двух видов: 1) третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc - для частного случая; 2) действующий на постоянной основе, в отношении которого стороны пришли к соглашению о передаче спора на его рассмотрение (институциональный). К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся: конфиденциальность, оперативность, меньшая материальная затратность по сравнению с разрешением споров в государственном суде, а также немедленное вступление решения в силу. К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести: 1) ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда; 2) пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда; 3) перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав; 4) обжаловать решение третейского суда представляется практически невозможным, так как законодателем не определен механизм осуществления указанной процедуры. Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.)), а рассмотрение споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. Особую правовую природу имеет решение третейского суда. По мнению ученого О.Скворцова решение третейского суда обладает следующими признаками: а) не является общеобязательным актом; б)принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны компетентного государственного суда; в) решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом; г)решение третейского суда не может быть обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. Практика рассмотрения споров третейскими судамиприменяется во многих западных странах. Так, например, в США около 60% коммерческих споров рассматриваются третейскими судами. В США третейское разбирательство — арбитраж регулируется на федеральном уровне Федеральным арбитражным актом США 1925 года (United States Federal Arbitration Act 1925) текст закона на русском и на английском языках. На уровне штатов США третейское разбирательство — арбитраж регулируется законами или статусами конкретных штатов. Ведущей некоммерческой не государственной организацией в США ведущей третейское разбирательство является Американская арбитражная ассоциация, которая в соответствии со своими правилами рассматривает споры как внутреннего характера, так и международного.
|