|
Статистика юридических услуг
|
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
Статьи |
|
ДОСУДЕБНЫЙ (ПРЕТЕНЗИОННЫЙ) ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ
ДОСУДЕБНЫЙ (ПРЕТЕНЗИОННЫЙ) ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ В действующем законодательстве устанавливается несколько способов защиты прав и интересов участников правоотношений. Самым распространенным из них является обращение в суд. Однако иногда намного более эффективным становится досудебное урегулирование споров, а именно выставление претензии. Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования споров обязателен в двух случаях: если это предусмотрено федеральным законом и если это оговорено сторонами в договоре. Претензионный порядок урегулирования споров представляет собой урегулирование спорных вопросов непосредственно между кредитором и должником по возникающим между ними обязательствам на основе согласия, сотрудничества и взаимных уступок. Причины, вызывающие претензионное урегулирование споров: невыполнение одной из сторон договора своих обязательств в полном объеме, в указанные в договоре сроки, или их выполнение, но ненадлежащего качества. Претензия представляет собой документ за подписью руководителя организации, в котором одна сторона указывает другой стороне на совершенные неправильные действия или бездействие, или ошибки, в результате которых произошло ущемление интересов. В документе обязательно должны содержаться требования устранить или добровольно исправить совершенные ошибки. Обязательными реквизитами являются: Полное наименование организации предъявителя и ответчика; Почтовые адреса и фактическое местонахождение организаций; Банковские реквизиты; Документально подтвержденное основание для предъявления претензии; Полный расчет суммы нанесенного ущерба; Ссылки на пункты договора; Перечень документов, прилагаемых к претензии; Копии документов, заверенные надлежащим образом. Претензию лучше всего направлять заказным письмом или вручать под расписку. Необходимо сохранить почтовую квитанцию на случай предъявления иска. Сроки устанавливаются в каждом конкретном случае федеральными законами, транспортными уставами (если претензия предъявляется фирме, осуществляющей транспортировку товарно-материальных ценностей), или договором. Срок исчисляется с момента выявления нарушения прав. Раньше это было 30 дней. В течение такого же периода фирма - ответчик должна сообщить о рассмотрении претензии. Ответ также оформляется в виде документа за подписью руководителя или его заместителя, если таковое предусмотрено договором. Только по истечение этого срока возможно направление иска в суд. Если же сроки не оговорены, то в любом случае необходимо выждать разумное время, чтобы должник успел рассмотреть претензию и подготовить аргументированный ответ. Что касается обязательного порядка досудебного урегулирования споров, то тут мало что зависит от воли сторон: если к иску не приложить доказательства, что он был соблюден, заявление не будет принято судом. Избежать этого никак нельзя. Примерами обязательного порядка досудебного урегулирования споров являются, например, следующие: Статьей 452 ГК РФ предусмотрено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Статья 797 ГК РФ гласит: "До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок". Сегодня нет законодательного акта, который бы четко регулировал порядок досудебного урегулирования споров, поэтому стороны действуют исходя из сложившейся практики. Юридические лица и предприниматели, допуская возможность возникновения разногласий, иногда предусматривают порядок урегулирования споров еще при заключении договоров, делая в них оговорки, допускающие передачу дел на рассмотрение в суд. Если в договоре не предусмотрен иной порядок урегулирования споров, экономические споры между юридическими лицами и (или) предпринимателями рассматриваются арбитражными судами. Потенциальным недостатком договорных досудебных процедур урегулирования разногласий является то, что если попытка примирения окажется неудачной, затраченные время и средства будут потеряны. Есть и еще один минус. В настоящее время отсутствует правовая норма, предоставляющая кредитору право списывать в бесспорном порядке признанную должником по претензии сумму, даже когда претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров определенной категории установлен законом или предусмотрен договором. И если условие о бесспорном списании признанной суммы отсутствует в договоре и в ответе на претензию, а должник признанную сумму не перечислил, кредитор вынужден обращаться в арбитражный суд, хотя спора-то здесь нет, должник ведь согласился с требованиями кредитора. Порядок предъявление претензии предусматривает ряд этапов – составление претензии, предъявление, ожидание ответа. На заключающем этапе претензионного порядка урегулирования споров может возникнуть две ситуации: 1. Претензия удовлетворяется ответчиком. В этом случае к ответу прилагается поручение банку на перечисление денег с отметкой об исполнении (принятии к исполнению) либо идет допоставка недостающих товарно-материальных ценностей. 2. Получен отказ (полный или частичный) в удовлетворении претензии или вообще не получен в срок ответ на нее. В этом случае организация вправе обратиться в арбитражный суд. Как уже отмечалось, вместе с исковым заявлением и всеми необходимыми документами в суд необходимо предоставить почтовую квитанцию, которая будет доказательством того, что истец направлял претензию, т.е. предпринимал меры по досудебному урегулированию споров. В заключение хочется отметить, что даже если закон не требует обязательного претензионного или иного досудебного порядка разрешения спора, то все же лучше включить в договор условие об обязательном досудебном порядке разрешения возникших разногласий. Условие об обязательном досудебном порядке разрешения спора защищает обе стороны и в ряде случаев позволяет решить спор, возникший между сторонами, не доводя дело до суда.
|
Категория: Предпринимательское (хоз) право | Добавил: RedKoV (26.05.2009)
| Автор: Редькин Константин
|
Просмотров: 1373 | Комментарии: 5
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Адвокаты Уфы © 2024 |
|
|
|