Воскресенье, 22.12.2024, 14:39
Юрист Уфа (347) 2-66-31-99, 2-93-30-93, 8-917-36-88880 - "Лучшие юристы Уфы"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Юрист уфа
Категории раздела
Предпринимательское (хоз) право [93] Гражданское право [16]
Банковское законодательство [7]
Наш опрос
Ваша любимая поисковая система?
Всего ответов: 99
Статистика юридических услуг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Статьи
Главная » Статьи » Статьи студентов » Предпринимательское (хоз) право

ДОСУДЕБНЫЙ (ПРЕТЕНЗИОННЫЙ) ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ
ДОСУДЕБНЫЙ (ПРЕТЕНЗИОННЫЙ) ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ
В действующем законодательстве устанавливается несколько способов защиты прав и интересов участников правоотношений. Самым распространенным из них является обращение в суд. Однако иногда намного более эффективным становится досудебное урегулирование споров, а именно выставление претензии.
Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования споров обязателен в двух случаях: если это предусмотрено федеральным законом и если это оговорено сторонами в договоре.
Претензионный порядок урегулирования споров представляет собой урегулирование спорных вопросов непосредственно между кредитором и должником по возникающим между ними обязательствам на основе согласия, сотрудничества и взаимных уступок.
Причины, вызывающие претензионное урегулирование споров: невыполнение одной из сторон договора своих обязательств в полном объеме, в указанные в договоре сроки, или их выполнение, но ненадлежащего качества.
Претензия представляет собой документ за подписью руководителя организации, в котором одна сторона указывает другой стороне на совершенные неправильные действия или бездействие, или ошибки, в результате которых произошло ущемление интересов. В документе обязательно должны содержаться требования устранить или добровольно исправить совершенные ошибки.
Обязательными реквизитами являются:
 Полное наименование организации предъявителя и ответчика;
 Почтовые адреса и фактическое местонахождение организаций;
 Банковские реквизиты;
 Документально подтвержденное основание для предъявления претензии;
 Полный расчет суммы нанесенного ущерба;
 Ссылки на пункты договора;
 Перечень документов, прилагаемых к претензии;
 Копии документов, заверенные надлежащим образом.
Претензию лучше всего направлять заказным письмом или вручать под расписку. Необходимо сохранить почтовую квитанцию на случай предъявления иска.
Сроки устанавливаются в каждом конкретном случае федеральными законами, транспортными уставами (если претензия предъявляется фирме, осуществляющей транспортировку товарно-материальных ценностей), или договором.
Срок исчисляется с момента выявления нарушения прав. Раньше это было 30 дней. В течение такого же периода фирма - ответчик должна сообщить о рассмотрении претензии. Ответ также оформляется в виде документа за подписью руководителя или его заместителя, если таковое предусмотрено договором.
Только по истечение этого срока возможно направление иска в суд. Если же сроки не оговорены, то в любом случае необходимо выждать разумное время, чтобы должник успел рассмотреть претензию и подготовить аргументированный ответ.
Что касается обязательного порядка досудебного урегулирования споров, то тут мало что зависит от воли сторон: если к иску не приложить доказательства, что он был соблюден, заявление не будет принято судом. Избежать этого никак нельзя.
Примерами обязательного порядка досудебного урегулирования споров являются, например, следующие:
 Статьей 452 ГК РФ предусмотрено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
 Статья 797 ГК РФ гласит: "До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок".
Сегодня нет законодательного акта, который бы четко регулировал порядок досудебного урегулирования споров, поэтому стороны действуют исходя из сложившейся практики.
Юридические лица и предприниматели, допуская возможность возникновения разногласий, иногда предусматривают порядок урегулирования споров еще при заключении договоров, делая в них оговорки, допускающие передачу дел на рассмотрение в суд. Если в договоре не предусмотрен иной порядок урегулирования споров, экономические споры между юридическими лицами и (или) предпринимателями рассматриваются арбитражными судами.
Потенциальным недостатком договорных досудебных процедур урегулирования разногласий является то, что если попытка примирения окажется неудачной, затраченные время и средства будут потеряны.
Есть и еще один минус. В настоящее время отсутствует правовая норма, предоставляющая кредитору право списывать в бесспорном порядке признанную должником по претензии сумму, даже когда претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров определенной категории установлен законом или предусмотрен договором. И если условие о бесспорном списании признанной суммы отсутствует в договоре и в ответе на претензию, а должник признанную сумму не перечислил, кредитор вынужден обращаться в арбитражный суд, хотя спора-то здесь нет, должник ведь согласился с требованиями кредитора.
Порядок предъявление претензии предусматривает ряд этапов – составление претензии, предъявление, ожидание ответа.
На заключающем этапе претензионного порядка урегулирования споров может возникнуть две ситуации:
1. Претензия удовлетворяется ответчиком. В этом случае к ответу прилагается поручение банку на перечисление денег с отметкой об исполнении (принятии к исполнению) либо идет допоставка недостающих товарно-материальных ценностей.
2. Получен отказ (полный или частичный) в удовлетворении претензии или вообще не получен в срок ответ на нее. В этом случае организация вправе обратиться в арбитражный суд. Как уже отмечалось, вместе с исковым заявлением и всеми необходимыми документами в суд необходимо предоставить почтовую квитанцию, которая будет доказательством того, что истец направлял претензию, т.е. предпринимал меры по досудебному урегулированию споров.
В заключение хочется отметить, что даже если закон не требует обязательного претензионного или иного досудебного порядка разрешения спора, то все же лучше включить в договор условие об обязательном досудебном порядке разрешения возникших разногласий. Условие об обязательном досудебном порядке разрешения спора защищает обе стороны и в ряде случаев позволяет решить спор, возникший между сторонами, не доводя дело до суда.
Категория: Предпринимательское (хоз) право | Добавил: RedKoV (26.05.2009) | Автор: Редькин Константин
Просмотров: 1373 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Адвокаты Уфы © 2024
Поиск лучших юристов в Уфе
Юридические сайты
  • Адвокатура и адвокаты Уфы
  • Городской юридический центр Альфа Кодекс
  • Сайт адвоката Давлетшина В.И.
  • Обрщения к Президенту РФ
  • sitehistory.ru
    Используются технологии uCoz