© Ахметов Артур, 2009 В настоящее времени Республика Башкортостан занимает одно из ведущих мест среди регионов страны по темпам устойчивого экономического роста. Современное понятие этого процесса непосредственно связано с инновационной перестройкой экономики, курс на которую был дан Президентом РБ в 2005 году в его Послании народу и Государственному Собранию республики [2, с. 70]. Инновационная деятельность позволяет зарабатывать на достижениях науки и техники. В данном контексте одним из ключевых моментов, на которые стоит акцентировать внимание, представляются правоотношения собственности на рынке информационных услуг. В условиях современной рыночной экономики в России и в Башкортостане в частности все более актуальными становятся такие немаловажные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Всё это объединяет в себе понятие интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность содержит огромный потенциал управления общественным сознанием. Грамотное использование её возможностей даёт невероятный эффект контроля над предпочтениями и привычками потребителей, воздействуя на их подсознание. В свою очередь, это открывает широкие горизонты перед правительством и властями отдельно взятого региона, обеспечивая социальную и политическую стабильность в обществе. Рассмотрим основные социально-психологические аспекты влияния объектов интеллектуальной собственности на общественное сознание Республики Башкортостан. Фирменные наименования, являющиеся коммерческим именем предприятия, неразрывно связаны с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель совершает экономические сделки и правовые действия, несет юридическую ответственность, а также рекламирует или реализует произведенную им продукцию. Фирменные наименования, ставшие популярными у потребителей и пользующиеся доверием у деловых партнеров, приносят предпринимателю не только доход, но и заслуженное уважение в обществе. В силу этого право на фирму может быть рассмотрено и как важное личное неимущественное благо. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия. Таким образом, интеллектуальная собственность играет огромную роль для производителя, так как напрямую влияет на уровень спроса со стороны покупателей. Чем большее значение имеет для последних престиж фирмы, её товарный знак, тем больше вероятность того, что они захотят приобретать этой продукции. Следовательно, можно продвигать отдельные, не наносящие вреда здоровью товары с одной стороны, и ограничивать потребление других, отрицательных благ, с другой. Товарные знаки и знаки обслуживания, которыми маркируются производимые товары или оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем. Они выступают своеобразными сигнализаторами о качестве. Наряду с отличительной функцией, популярный товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Одной из важных функций товарного знака является также реклама выпускаемых изделий, поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Так, в ходе проведенного опроса, на вопрос «как вы отнесетесь к совершенно новому товару, но маркированному известным товарным знаком», 12% опрошенных отнеслись бы с полным доверием, 82% были бы лояльнее при его оценке и лишь для 6% респондентов принадлежность к известной марке не имеет особого значения*. Довольно интересным представляется феномен отношения к брэнду (от англ. brand – «товарный знак») – товару, который заработал хорошую репутацию на рынке, и имеет предпочтение со стороны покупателей. Как правило, товары эти – высокого качества, и если покупатель видит их, то он уже особо не задумывается о цене продукта. Иногда это необоснованно из-за того, что их рыночная цена гораздо выше издержек на их производство. Объясняется это тем, что в их цену включается также и цена на интеллектуальную собственность – престиж компании. Данную наценку обычно называют «переплатой за брэнд», так как покупатель не платит за удовлетворение своих потребностей – это просто чистые потери благосостояния общества. Товарный знак служит также и для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Своего рода товарным знаком является и праздничная символика на продукции предприятий республики в честь 450-летия добровольного присоединения Башкортостана к России. Без труда узнаваемая праздничная эмблема служит своеобразным сигнализатором и гарантией качества, вызывая при этом одну из форм нефункциональных мотивов потребительского поведения. Результатом же почти всегда является готовый к покупке потребитель. Не стоит упускать из виду патенты и лицензии, которые на законодательном уровне закрепляют право предпринимателей на определенную деятельность. Другим проявлением интеллектуальной собственности является указание места происхождения товара, которое выступает своего рода гарантией наличия в товаре особых неповторимых свойств, обусловленных местом его производства. Благодаря этому каждый регион специализируется на определенных видах продукции и узнается на мировом рынке по ним. Ярким примером служит башкирский мед, высочайшее качество которого сполна оценили за рубежом и который пользуется там огромной популярностью. В силу того, что наш регион богат человеческим капиталом, в республиканской практике особое положение занимают научные открытия и рационализаторские предложения, тогда как в остальных регионах страны и мира они особо не выделяются. Неуклонно растет количество запатентованных инноваций и внедренных в производство передовых технологий. Некоторые из них новые не только в России, но и за рубежом. Согласно данным Республиканского информационного банка данных наукоёмких технологий на сегодняшний день в Башкортостане осуществлено 602 разработки научно-технических решений в 101 разделе науки и техники, проведено 133 НИОКР и опытно-конструкторских работ, предложено 319 инновационных проектов, а также внедрена 1 единица уникального в мировых масштабах научного технологического оборудования [4]. Щедрое поощрение и вознаграждение учёных-изобретателей будет и впредь обеспечивать наш регион новыми открытиями и инновациями. Однако дать точное и системное определение интеллектуальной собственности крайне сложно. Это представляется нам весьма затруднительным, поскольку содержание понятия интеллектуальной собственности постоянно трансформируется по мере развития техники, общества и самого рыночного механизма. При этом объединяемые под этим термином понятия чрезвычайно разнородны. На рынке объекты интеллектуальной собственности также выступают своеобразно – не сами по себе, а так же как и все остальные объекты собственности – в виде прав на них. Каждая сделка по передаче прав собственности уникальна, что в свою очередь вызывает потребность в оценке этих продуктов, что также затруднено. Таким образом, современное понимание интеллектуальной собственности отличается от классического подхода, подразумевающего владение, пользование и распоряжение. Например, решение предоставить эфир тому, кто больше заплатит за право вещания, не соответствует представлению об обмене материальными благами, но вполне укладывается в схему обмена прав [3, с. 32]. Интеллектуальную собственность можно рассматривать либо в качестве товара, либо как капитал. Следовательно, на рынке она рассматривается с двух точек зрения. Как товар она существует в неограниченном количестве, но имеет ограниченный спрос; как капитал – она редка и неповторима, её ценность в её уникальности. [1, с. 65] Рыночная стоимость интеллектуальной собственности может снизиться, так как её легко скопировать. В этом случае рынок просто насытиться дешевыми копиями продукта и спрос на оригинал упадет. Чтобы обеспечить высокую прибыль, интеллектуальная собственность должна быть привязана к чему-то не поддающемуся тиражированию. На практике обычно так и делают: товарные знаки на товарах проставляют особым образом, патенты и лицензии наделяет несколькими степенями защиты и т.д. Интеллектуальная собственность на рынке может быть представлена либо как продажа копий, что не очень эффективно, либо же как право на владение всей этой собственностью, что обеспечивает монопольное положение, а следовательно и высокую прибыль. В этом случае компания продает копии своих информационных продуктов, но при этом оставляет за собой право на владение и тиражирование. Таким образом, на наш взгляд, рынок объектов интеллектуальной собственности в Республике Башкортостан своеобразен и многогранен, как и само понятие интеллектуальной собственности. При этом именно рынок объектов интеллектуальной собственности используется как социальная технология управления обществом. ЛИТЕРАТУРА 1. Дынкин А.А., Иванова Н.И. и др., Инновационная экономика// Монография – М.: Наука, 2004 2. Мирсаев Р., «Государственная инновационная политика – веление времени»// «Экономика и Управление», 2006, №2(70) 3. Новиков М., «Экономика интеллектуальной собственности» // "Мир Internet", №5 (32) 4. http://www.hitec.bash.ru/ - Банк данных наукоемких технологий Республики Башкортостан
|