Четверг, 18.04.2024, 07:01
Юрист Уфа (347) 2-66-31-99, 2-93-30-93, 8-917-36-88880 - "Лучшие юристы Уфы"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Юрист уфа
Категории раздела
Предпринимательское (хоз) право [93] Гражданское право [16]
Банковское законодательство [7]
Наш опрос
Ваша любимая поисковая система?
Всего ответов: 99
Статистика юридических услуг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Статьи
Главная » Статьи » Статьи студентов » Предпринимательское (хоз) право

Понятие и виды монополии. Антимонопольное регулирование.
Понятие и виды монополий. Антимонопольное регулирование России.

Проблемы рынка, связанные с появлением монополии возникли в конце XIX столетия. Именно тогда были изменены условия конкурентной борьбы и поставлены под удар механизмы функционирования систем рынка. Этот период называют периодом расцвета монополизма.
Таким образом, давайте постараемся определить, что же все-таки понимается под монополией? Выделяют два подхода к изучению данного вопроса. Один из них рассматривает монополию как тип фирмы. В этом случае она предстает в виде крупного объединения, которое доминирует в определенных отраслях хозяйства какой-либо страны. Второй же подход изучает монополию как экономическое поведение фирмы. Так как вне зависимости от размеров предприятия оно может занимать доминирующее положение в рыночной структуре. Например, нередко на рынке возникает ситуация, когда малое предприятие становится монополистом, производя основную массу продукции. А крупная фирма останется при этом в стороне в силу того, что обладает небольшой долей на рынке.
Согласно экономическому словарю монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Итак, исходя из данного определения, мы можем говорить о том, что любое предприятие или просто предприниматель стремится быть монополистом. Возможно, кто-то задастся вопросом, почему для них монопольное положение столь важно? Ответ довольно таки прост. В руках монополистов сосредоточена доля хозяйственной власти, с помощью которой они вправе влиять на поведение других участников рынка и диктовать им свои условия торговли. А также монополисты, благодаря своему положению, могут избежать ряда проблем, неизменно сопровождаемых конкуренцией.
Высокая концентрация экономических ресурсов в распоряжении монополий дают широкий контингент возможностей для ускоренного развития научно-технического прогресса. Таким образом, соблазн получения высоких монопольных прибылей служит толчком для осуществления этих возможностей. Среди экономистов возникают споры по этому поводу. Некоторые утверждают, что обладая определенной долей власти, фирмы вкладывают свои прибыли в развитие науки, занимающейся техническими разработками. Следовательно, монополисты извлекают пользу из исследований не только для себя, но и для общества в целом. Другие же экономисты считают, что нет подтверждений особой значимости монополий в ускорении технического прогресса. Если монополист будет уверен, что технический прогресс подорвет его прибыль, он сделает все возможное, чтобы задержать развитие науки.
Что же касается видов монополий, то они зависят от структуры рынка и формы конкуренции, а также характера и причин возникновения.
Таким образом, можно выделить естественную, легальную и искусственную монополии.
Рассмотрим естественную монополию. К такому виду можно отнести предприятия сосредоточенные на редких и свободно не воспроизводимых факторах производства – это например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники. Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. В реальной же практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат.
Далее перейдем к легальным монополиям, возникающим на основании закона. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций как:
- патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;
- авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;
- торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).[4]
Объединения организаций, которые создаются с целью извлечения монополистических выгод и будут являться искусственными монополиями. Эти монополии специально создают на отраслевых рынках барьеры для входа новых фирм, тем самым меняют структуру рынка. Они ограничивают не входящим в монополистическое объединение предприятиям доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий уровень технологии; используют капитал, дающий больший эффект от роста масштаба производства; а также «изживают» новичков хорошо поставленной рекламой. Картель, синдикат, трест и концерн – это ряд конкретных форм, образующих искусственные монополии.
Как уже отмечалось в начале нашей статьи, монополии создают проблемы для функционирования рыночного механизма, что также приводит к негативным результатам, находящим отражение в широких слоях населения. Отсюда следует, что необходимо государственное вмешательство в процесс деятельности монопольных структур.
Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. [4]
В российском законодательстве первая юридическая предпосылка для борьбы с монополизмом возникла в 1991г. с появлением федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно данному закону запрещается деятельность фирмы-монополиста значительно ограничивающей конкуренцию на рыке, а также сговоры о ценах, разделении рынка, создании искусственного дефицита и барьеров входа на рынок. К тому же тот закон установил орган, осуществляющий контроль за деятельностью монополистов – Государственный комитет по антимонопольной политике.
Но антимонопольная политика со временем модифицируется. На определенной стадии своего развития она меняет направления воздействия, так как видоизменяются ситуации на рынке. Таким образом, 17 августа 1995г. Был принят федеральный закон «О естественных монополиях». Сферами регулирования данного закона являются: ценовая – были зафиксированы тарифы и их пределы; была определена сфера обязательного обслуживания потребителей и установлен уровень их обеспечения. Ну и конечно же учреждался орган, регламентирующий деятельность субъектов естественных монополий.
Тем не менее, не смотря на точность формулировок данных законов, регулирующих монопольную деятельность, все понимают, что они носят искусственный характер. Следовательно, мы можем говорить о том, что проблема монополизма решена лишь формально-административным путем.


Литература.
1. ФЗ РФ о естественных монополиях 143-ФЗ от 17 августа 1995 года
2. ФЗ РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991года
3. Дж. Вильсон, В Цаплик «Естественные монополии России» - Вопросы экономики 1995г, №11
4. Краткий экономический словарь

Категория: Предпринимательское (хоз) право | Добавил: Natalia (12.04.2009) | Автор: Иванова Наталья Николаевна
Просмотров: 1618 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Адвокаты Уфы © 2024
Поиск лучших юристов в Уфе
Юридические сайты
  • Адвокатура и адвокаты Уфы
  • Городской юридический центр Альфа Кодекс
  • Сайт адвоката Давлетшина В.И.
  • Обрщения к Президенту РФ
  • sitehistory.ru
    Используются технологии uCoz