Понедельник, 23.12.2024, 01:58
Юрист Уфа (347) 2-66-31-99, 2-93-30-93, 8-917-36-88880 - "Лучшие юристы Уфы"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Юрист уфа
Категории раздела
Предпринимательское (хоз) право [93] Гражданское право [16]
Банковское законодательство [7]
Наш опрос
Ваша любимая поисковая система?
Всего ответов: 99
Статистика юридических услуг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Статьи
Главная » Статьи » Статьи студентов » Предпринимательское (хоз) право

Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию.
Конкуренция- соперничество между субъектами экономических отношений, стремление получить более высокую прибыль за счет борьбы за рынки сбыта.
Конкуренция на товарных рынках – соперничество между хозяйствующими субъектами, в котором самостоятельные действия этих субъектов ограничивают возможность каждого из них воздействовать на условия обращения благ на товарном рынке.
Конкуренция на рынке финансовых услуг – состязательность между финансовыми организациями, в котором также ограничиваются их самостоятельные действия на возможность воздействия на условия обращения товаров и услуг на финансовом рынке.
Каждый предприниматель стремиться максимизировать прибыль для дальнейшего расширения масштабов хозяйственной деятельности. Как правило, это приводит к борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия роста объемов производства, за лучшие рынки сбыта.
Следует отметить, что кoнкуренция имeет и дoстoинства, касающиеся того, что она распределяет ограниченные ресурсы таким образом, чтобы эти ресурсы напрямую зависели от экономических аргументов соревнующихся. Для того чтобы победить в конкурентной борьбе необходимо либо предлагать блага более высокого качества, либо предлагать товары и услуги по более низкой цене.
Благодаря конкуренции, на рынке устанавливается определенный порядок, который гарантирует производство достаточного количества качественных благ, а также то, что они будут продаваться по равновесной цене.
Большой Экономический Словарь (под общ. ред. А. Н. Азримяна) указывает, что «предприниматель — лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск. Предпринимательская инициатива — форма управления производством и сбытом, включающая выработку новых конкурентоспособных идей, как перманентный процесс, оперативное внедрение наиболее плодотворных идей и организацию системы мероприятий по максимально быстрому и эффективному сбыту новой продукции, полученной по новой технологии».
Предпринимательство определяют как:
1) нaпрaвленную нa пoлучeниe прибыли инициaтивную дeятельнoсть грaждaн, которaя зaключaeтся в производстве товaров и услуг;
2) деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
3) одну из основных производственных функций - прямую функцию реализации собственности;
4) дeйствия, нaпрaвлeннeе нa возрaстaниe кaпитaлa, рaзвитиe производства и присвоение прибыли;
5) специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянную реализацию этих изменений.
Учитывaя, чтo прeдпринимaтeльскaя дeятeльнocть cвязaнa с ocущeствлeниeм определенных функций, ее можно oхaрaктeризoвaть как процесс планирования, oргaнизaции и осуществления непрерывного, пoстоянно oбнoвляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удoвлeтворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и пoлучения прибыли.
Прaвo субъeктa предпринимaтeльствa нa кoнкурeнцию – это одно из важнейших элементов права, которое позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность. Данное право позволяет предпринимателю совершать конкурентные действия, в процессе своей деятельности, для получения наибольшей прибыли посредством приоритетной продажи (предоставления) своих товаров (работ, услуг) покупателям (потребителям). Прaвo нa кoнкурeнцию нeoбхoдимo для тoгo, чтобы предприниматель имел возможность противодействовать монополизации рынка (и действиям конкретных монополистов по контролю на рынке), осуществляя свои правомочия на осуществление аналогичной (сходной) предпринимательской деятельности на этом же рынке. Это право позволяет совершать различные конкурентные действия по привлечению потребительского спроса и получению прибыли (а также правомочия требования и защиты данного права). Право на конкуренцию в Российской Федерации основано на конституционных принципах свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности, поддержке конкуренции (ч.1 ст.8 Конституции РФ), а также на конституционном праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ).
Для исполнения обязанностей государства по поддержке конкуренции и для обеспечения прав и свобод предпринимателей применяются законодательные и организационные гарантии.
Опираясь на законы, можно выделить несколько правовых значений понятия «конкуренция»:
1) обеспечивается единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст.1 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
2) запрещается недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов ( ст. 7 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»);
3) запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации (ст.15 Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»);
4) основными задачами федерального антимонопольного органа, являются:
содействие развитию конкуренции на рынке финансовых услуг;
предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции и пресечение злоупотреблений, связанных с доминирующим положением финансовой организации на рынке финансовых услуг (ст. 22 Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»);
5) запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции (ст.6 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»);
6) условия конкуренции на соответствующем рынке учитываются при проведении антимонопольного контроля за экономической концентрацией (ст. 17-19 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 16-20 Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»);
7) сложившиеся в ходе конкуренции обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции (абз. 7 ч. 1 ст. 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и абз. 6 ч. 1 ст. 3 Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).
Государство и его органы корреспондирует право предпринимателей на участие в добросовестной конкуренции. Оно является элементом их правового статуса.
Право предпринимателей на добросовестную конкуренцию предполагает возможность действовать самостоятельно и требовать совершения правомерных действий от своих конкурентов и других субъектов.
Таким образом, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст.4 закона «О защите конкуренции»)
Согласно Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Это свидетельствует о том, что субъекты предпринимательства имеют полное право на конкуренцию, что их деятельность является законной и защищенной.

Литература:
1. Большой Экономический Словарь (под общ. ред. А. Н. Азримяна)
2. Гражданский Кодекс РФ.
3. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
4. Конституция РФ.
5. Сторчевой М.А. «Основы экономики»
6. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ (в редакции от 8.11.2008)
7. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»
8. Чепурин М.Н. «Курс экономической теории»

Категория: Предпринимательское (хоз) право | Добавил: cressida (11.04.2009) | Автор: Марданова Юлия, гр4.2 E
Просмотров: 1275 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Адвокаты Уфы © 2024
Поиск лучших юристов в Уфе
Юридические сайты
  • Адвокатура и адвокаты Уфы
  • Городской юридический центр Альфа Кодекс
  • Сайт адвоката Давлетшина В.И.
  • Обрщения к Президенту РФ
  • sitehistory.ru
    Используются технологии uCoz