Пятница, 22.11.2019, 06:10
Юрист Уфа (347) 2-66-31-99, 2-93-30-93, 8-917-36-88880 - "Лучшие юристы Уфы"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Юрист уфа
Категории раздела
Аграрное право [0]Правоведение [5]
Трудовое право [13]Финансовое право [9]
ИППУ [6]Корпоративное право [1]
Криминология [7]Криминалистика [5]
Международное право [13]Международное частное право МЧП [6]
Муниципальное право [8]Налоговое право [13]
Наследственное право [2]Нотариат [1]
Основы правового воспитания [0]Парламентское право [1]
Прокурорский надзор [6]Права человека [0]
Семейное право [2]Таможенное право [2]
Теория государства иправа ТГП [19]Транспортное право [1]
Уголовно-исполнительное право [7]Уголовно-процессуальное право [19]
Уголовное право [14]Экологическое право [0]
Экономика для юристов [1]Ювенальное право [1]
Правоохранительные органы [6]Классика Российского права [12]
Энциклопедии [23]Банковское законодательство [2]
Маниторинг законодательства РФ [2]Юридическая психология [4]
Авторефераты кандидатских диссертаций [2]Адвокатура [2]
Административное право [10]Гражданское право [14]
Гражданское процессуальное право [12]Договорное право [3]
Жилищное право [7]Земельное право [4]
История государства и права ЗС [11]История государства и права РБ [0]
История государства и права РФ [3]Информационное право [3]
Кодексы Российской Федерации [20]Конституционное право ЗС [3]
Конституционное право РФ [7]Коммерческое право [3]
Предпринимательское право [12]
Наш опрос
Ваша любимая поисковая система?
Всего ответов: 99
Статистика юридических услуг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Электронная библиотека
Главная » Файлы » Юриспруденция » Предпринимательское право

Газетно-публицистический стиль речи
19.09.2009, 17:38

Газетно-публицистический стиль речи
1. Место газетно-публицистического стиля в ряду других стилей русского языка в ряду других стилей русского язык.
2.  
Черты и жанры газетно-публицистического стиля.
3.  
Лексика газетно-публицистического стиля.
4.
Морфологические и синтаксические особенности газетно-публицистического стиля.
5.  
Публицистический стиль и язык СМИ.
6.  
Список использованной литературы.

         Изучением стилей языка занимается такая дисциплина, как функциональная стилистика. Она изучает разновидности литературного языка, принципы и условия их формирования, внутреннюю организацию языковых единиц, используемых в текстах данных разновидностей, особенности использования этих единиц внутри каждой разновидности, дифференциацию литературного языка на разновидности, закономерности их функционирования в рамках данного литературного языка.

         Разновидности литературного языка называются функциональными, потому что средства литературного языка (языковые единицы), объединяемые внутри каждой разновидности, приемы и способы их сочетания в текстах данной разновидности используются в текстах одного и того же функционального назначения, определенного задания.

         Для каждого из таких заданий подбираются оптимальные, удобные для изложения, наиболее выразительные языковые средства, отрабатываются специальные приемы, способы их применения. С течением времени в текстах (главным образом письменных) однородной тематики, объединенных какой-либо одной целью, формируются известные совокупности языковых средств, специализированные способы изложения. Внутри литературного языка складываются своего рода частные «языки»: «язык науки», «язык публицистики», «язык СМИ» и др. Эти «языки» и есть стили.

         Так что же такое функциональный стиль? Понятие функционального стиля сопоставимо с языком, охватывает все ярусы языка: и лексику, и фразеологию, и грамматику, и фонетику, но не во всем их объеме, а  в соответствии с определенными принципами отбора языковых средств. Оно шире понятий «лексический пласт», «грамматическая структура».

На сегодняшний день в русском языке выделяют следующие функциональные стили: официально-деловой; научный; публицистический (газетно-публицистический, политический); язык художественной литературы; разговорный (разговорная речь).

В данном реферате подробно будет рассмотрен публицистический, или газетно-публицистический стиль.

 1.     Место газетно-публицистического стиля

в ряду других стилей русского языка

 

Газетно-публицистический стиль – один из самых влиятельных в современном литературном языке. Он включает в себя то, без чего невозможно представить себе жизнь современного общества – язык газет, телевидения, радио, общественно-политических журналов, воззваний, докладов, выступлений и бесед на общественно-политические темы. Публицистика получила название «летописи современности», так как она освещает самые важные проблемы общества – политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства и т.д.

Термин «газетно-публицистический» подчёркивает структуру содержания этого стиля, который вмешает в себя публицистику – литературу, посвященную общественно-политическим вопросам, и информацию – сообщения обо всем, что представляет общественный интерес. И публицистика, и информация присутствуют в некоторых жанрах телевидения и радио. Однако главное содержание газетно-публицистичекого стиля составляют все же газетные жанры.

В публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка – информационная и воздействующая, в соответствии с которыми в нем выделяются два тесно взаимосвязанных подстиля – информационный и воздействующий.

По функции сообщения газетно-публицистический стиль сближается с научным и официально-деловым, по функции воздействия – с художественным стилем и разговорной речью.

С официально-деловой речью газетно-публицистический стиль роднит общность происхождения. Первые газеты не выделялись из сферы деловой речи. Дифференциация намечается позднее, когда к функции сообщения добавляется функция комментирования (воздействия). В настоящее время близость стилей выражается в существовании в газете некоторых официальных жанров (официальная хроника, постановления, дипломатические документы).

С научным стилем газетно-публицистическую речь сближают общая для них логическая последовательность в изложении фактов, система развернутых доказательств, призванных не только разъяснять и излагать, но и убеждать. Метод научного повествования, приспособленный к задачам публицистики, обогащает газетно-публицистическую речь, придает ей точность и убедительность.

Разговорная речь привлекает публику своей общедоступностью, она используется как неиссякаемый резервуар выразительных средств, как способ демократизации речи, приближения ее к читательской аудитории.

Средства художественного стиля используются широко и целенаправленно для придания речи живости, эмоциональности, образности. Однако средства художественного стиля подвергаются преобразованию применительно к задачам публицистики.

Таким образом, будучи близок ко всем функциональным стилям, газетно-публицистический стиль занимает центральное положение в современного литературном языке, оказывая на последний сильнейшее воздействие, формируя литературные нормы, воспитывая языковые вкусы. В известном смысле газетно-публицистический стиль, особенно язык средств массовой информации, выступает как представитель национального языка, как язык, объединяющий нацию.

 

 

2.     Черты и жанры газетно-публицистического стиля

 

2.1.         Черты газетно-публицистического стиля.

Публицистика призвана активно вмешиваться во все происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать. Это определяет такие важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля, как оценочность, страстность, эмоциональность. Вопросы, которые поднимают журналисты, волнуют миллионных людей, и писать об этом сухим книжным языком невозможно.

Информационная функция публицистического стиля обусловливает иные его стилеобразующие черты: точность, логичность, официальность, стандартизованность. В условиях быстрой подготовки газетных публикаций, интерес к которым особенно обострен по следам событий, журналисты используют хорошо известные им публицистические приемы, частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише). Это определяет стандартизацию языка газеты. В книге «Русский язык на газетной полосе» В.Г. Костомаров показал, что именно стандартизованность речи обеспечивает быстроту в подготовке информации. Причем обращение к языковым стандартам не только экономит усилия репортера, помогая ему оперативно откликаться на события, но и облегчает читателям быстро усваивать новую информацию: пробегая глазами публикацию, можно легко уловить ее главный смысл, если он преподносится в простых, знакомых выражениях. Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта – важнейшая черта публицистического стиля.

Поскольку произведения публицистического характера адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора в них языковых средств – их общедоступность. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалектные, жаргонные слова, иноязычную лексику; усложненные синтаксические конструкции; отвлеченную образность. В то же время публицистический стиль – это не замкнутая, а открытая система языковых средств. Это позволяет журналистам обращаться к элементам других функциональных стилей и – в зависимости от содержания публикации – употреблять разнообразную лексику, включая внелитературные слова и выражения, необходимые для достоверного изображения событий и их героев.

Большое значение в публицистических произведениях имеет авторский стиль, свойственная тому или иному журналисту манера письма. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица, для публицистики характерно совпадение автора и рассказчика, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

В то же время в каждом конкретном произведении журналист создает образ автора, через который выражает свое отношение к действительности. Образ автора, как композиционно-речевая категория, может изменять свою форму применительно к жанру. Так, в обозрении журналист выступает от имени коллектива, организации, партии, конструируя «коллективный образ» рассказчика; в очерке образ автора обретает индивидуальные черты; в фельетоне, памфлете – это условный образ ироничного, непримиримого, критически настроенного повествователя. Но независимо от жанра авторская позиция совпадает со взглядами и оценками реального журналиста, представляющего читателям добытый материал.

 

2.2.         Жанры газетно-публицистического стиля.

В настоящее время выделяются следующие жанры публицистического стиля:

а) информационные: заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение;

б) аналитические: статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор;

в) художественно-публицистические: очерк, фельетон, памфлет.

 

 

 3.     Лексика газетно-публицистического стиля речи

 

Центральному положению в литературном языке соответствует и тематическая неограниченность рассматриваемого стиля. Политика, идеология, международные отношения, наука, искусство, спорт, частная жизнь – все получает отражение в газете, все, что представляет общественный интерес.

Однако при всей тематической и лексической пестроте язык газеты, публицистики не становится эклектичным. Единство языка формируется благодаря общей установке на использование языковых средств. Ели художественный стиль стремится выявить в слове конкретное, наглядное, образное, научный – обнажить понятие, то газетно-публицистический – выделить в слове оценочное, точнее, социально-оценочное.

Принцип социальной оценочности и определяет отбор лексики из общелитературного языка. В наибольшей степени этому принципу отвечает общественно-политическая лексика. Называя понятия и явления общественной жизни, лексика включает в себя и оценку этих явлений. Такие слова, как социализм, коммунизм, империализм, фашизм, демократия, либерал, в зависимости от идеологической позиции публициста выражают позитивную или негативную оценку обозначаемого понятия. Специфика становления и развития общественно-политической лексики заключается в том, что она больше всего испытывает воздействие общественных групп и направлений. В каждом подобном слове осуществляются смысловые напластования, переосмысления, связанные с разным отношением к обозначаемому словом понятию, с различным пониманием самого содержания слова.

Лексика публицистического стиля отличается тематическим многообразием и стилистическим богатством. Здесь широко представлена общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная. Выбор словесного материала определяется темой, при обсуждении общественно-политических проблем находят применение такие слова, как приватизация, кооператор, маркетинг, менеджмент, биржа, бизнес, демократия, гласность, капитализм, социализм; при решении вопросов повседневной жизни – иные: пенсия, зарплата, потребительская корзина, безработица, уровень жизни, рождаемость и т.д.

На общем нейтральном фоне обращают на себя внимание, как уже говорилось выше, оценочные лексико-фразеологические средства. В их числе можно встретить не только разговорно-просторечные слова и выражения (прихватизация, беспредел, тусовка, крутой), но и книжные (держава, отчизна, агония, восторжествовать, свершать, низводить, вавилонское столпотворение и др.). Публицисты часто используют термины в образном значении (эпидемия болтовни, вирус расизма, раунд переговоров, шах правительству, политический фарс, пародия на демократию, финишная прямая, линия огня, хромосомы бюрократизма), что не исключает, однако, их употребления в точном значении в соответствующем контексте.

Публицистический стиль открыт для использования интернациональной политической лексики. Особенно расширился ее круг в последнее десятилетие ХХ века (парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент, департамент, муниципалитет, легитимный, консенсус, рейтинг, эксклюзивный, коррупция, конверсия, презентация и др.). Пополняется и словарь научной терминологии, быстро выходящий за рамки узкоспециального употребления (интернет, принтер, виртуальный мир, стагнация, дефолт, холдинг, инвестиция, дилер, спонсор). Публицистический стиль мгновенно усваивает новые понятия и соответствующие слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе (финансовое оздоровление, альтернативные выборы, экономическое пространство, баланс интересов, новое политическое мышление, политика диалога, декоммунизация общества и т.д.). Закрепляются необычные сочетания, в которых оценочные прилагательные характеризуют социальные и политические процессы (бархатная революция, хрупкое перемирие, сторонник шелкового пути).

Газетно-публицистический стиль характеризует также строевая лексика. Это слова, формирующие строй речи, участвующие в создании характерных газетных оборотов, газетно-публицистических клише. Если газетные оценочные слова связаны с выражением воздействующей функции газетно-публицистического стиля, то строевые слова выполняют прежде всего информативную функцию. Они характеризуются высокой частотой, регулярностью употребления. Назначение этих оборотов – типизация, стандартизация газетного языка, что позволяет легко и быстро оформить любое газетное сообщение (атмосфера сердечности, политически климат, акт миролюбия, иранский вопрос, преступный; акция мира, полицейская акция, инструмент мира, торговли, политики; курс интеграции, реформ, мирный курс и т.д.)

Для публицистического стиля характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов: в нем используется лексика книжная и разговорная, высокая и сниженная. Однако обращение к разноплановой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности.

Особого внимания заслуживает использование в публицистическом стиле речевых стандартов, клише. К ним относятся, например, такие выражения, получившие устойчивый характер: работники бюджетной сфера, служба занятости, международная гуманитарная помощь, коммерческие структуры, силовые ведомства, ветви российской власти, словосочетания типа служба быта (питания, здоровья, отдыха и т.д.). Эти речевые единицы широко используют журналисты.

От речевых стандартов, закрепившихся в публицистическом стиле, следует отличать речевые штампы – шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску. Среди речевых штампов, возникших вследствие влияния официально-делового стиля, можно выделить прежде всего шаблонные обороты речи: на данном этапе, в данный отрезок времени, подчеркнул со всей остротой и т.п. Как правило, они ничего не вносят в содержание высказывания, а лишь засоряют предложения.

К речевым штампам относятся универсальные слова, которые используются в самых различных, часто слишком широких, неопределенных значениях: вопрос, мероприятие, ряд, определенный, отдельный и т.д.

Среди речевых штампов выделяются и парные слова (слова-спутники): использование одного из них обязательно подсказывает и употребление другого: проблема – нерешенная, назревшая; мероприятие – проведенное и т.д. Становясь штампами, такие сочетания утрачивают экспрессивно-оценочное звучание, лишая речь живых красок. Речевые штампы избавляют от необходимости искать нужные, точные слова, лишают конкретности.


4.     Морфологические и синтаксические особенности газетно-публицистического стиля

 

4.1.          Морфологический строй газетно-публицистического стиля имеет также свою специфику. Отдавая предпочтение книжным вариантам словоизменения, журналисты нередко употребляют и разговорные окончания, добиваясь непринужденного, доверительного звучания речи. Особенно характерно это для художественно-публицистических жанров, где разговорные окончания (в цеху, трактора) могут служить индивидуализации речи героев очерков.

В аналитических жанрах обращает на себя внимание частое употребление наиболее отвлеченных и обобщенных языковых единиц. Здесь существительные в единственном числе обычно получают собирательное значение (читатель, пенсионер, избиратель). Из местоимений не употребительны я, мои; вместо них используются в обобщенном значении мы, наш. Для глагола показательно предпочтение форме настоящего времени. В художественно-публицистических жанрах, напротив, увеличивается число наиболее конкретных по значению языковых единиц (это и местоимения, и глаголы в форме первого лица единственного числа – Я спросил; Никогда не забуду эти глаза). Здесь глаголы реализуют все свое многообразие видовременных форм и значений (как в разговорной и художественной речи).

4.2.          Синтаксис публицистических произведений отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используется монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: необычный порядок слов (инверсию), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений – номинативные, неопределенно- и обобщенно-личные, безличные (Нам сообщают; В заметке говорится). Газетно-публицистический стиль характеризуют также номинативные, присоединительные и парцеллированные конструкции, придающие фрагментарность речи.

Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки, а также зачины текстов. Они выполняют, кроме прочих, рекламную функцию. Ведь от заголовка и зачина во многом зависит, прочтёт ли читатель публикацию или не обратит на нее внимания. В них активизируется новизна выражения, в частности, используются те раз

Категория: Предпринимательское право | Добавил: economic | Теги: публицистика, газетно-публицистический стиль речи, газета
Просмотров: 11134 | Загрузок: 6 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.9/13
Всего комментариев: 1
1 asan  
please tell me who is the writer of this text?

Имя *:
Email *:
Код *:
Адвокаты Уфы © 2019
Поиск лучших юристов в Уфе
Юридические сайты
  • Адвокатура и адвокаты Уфы
  • Городской юридический центр Альфа Кодекс
  • Сайт адвоката Давлетшина В.И.
  • Обрщения к Президенту РФ
  • sitehistory.ru
    Используются технологии uCoz